Все достопримечательности

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ В КАРЕЛИИ
Показать памятники любые рукотворные природные объекты
Поиск по названию:
Тип объекта: Тэги:
Время создания: Любое до н.э. I-XIX вв н.э. XX в наше время

«Дом Куклы» Татьяны Калининой

Художественная галерея «Дом Куклы» Татьяны Калининой открылась в Петрозаводске в 1999 г. Очень скоро она стала одним из самых любимых мест для многих петрозаводчан – и маленьких, и больших. И это не удивительно – ведь глубоко в душе каждого взрослого человека по-прежнему живёт ребёнок, ожидающий сказки.

«Дом куклы» очень популярен и у гостей города. Ежегодно его посещают тысячи туристов со всех концов страны и из-за рубежа, в том числе многие выдающиеся и известные личности: праправнучка А. С. Пушкина из Германии Клотильда фон Ринтелен, Юрий Лужков с семьёй, Зураб Церетели и многие другие.

Оказавшись в «Доме Куклы», мы словно попадаем в параллельный мир – сказочную страну духов. Волшебство начинается сразу за порогом. Здесь на вековых деревьях растут молодильные яблоки, на ветвях сидит чудесная птица-Сирин, двери стережёт Баба-Яга с метлой, а «над златом чахнет» Кощей Бессмертный.

Слегка придя в себя и оглянувшись по сторонам, вы непременно обратите внимание на портрет, висящий у входа. С полотна смотрят две пары светлых и задумчивых глаз – художника и куклы. Это портрет Татьяны Калининой - создателя сказочной галереи, члена Союза художников России, Заслуженного деятеля искусств Республики Карелия. На коленях Татьяна держит кукольного Пушкина (один из персонажей, выполненных ею для спектакля «Сказка о царе Салтане» Петрозаводского Театра Кукол).

Татьяна Калинина, по образованию художник-колорист, в разное время занималась живописью, графикой, скульптурой, гобеленом. Но главной её страстью стали куклы. Создав коллекцию «Кижские домовые», Татьяна загорелась идеей открыть в Петрозаводске кукольную галерею.

«Дом Куклы» не похож на обычные выставочные залы. Здесь царит особая - тёплая и домашняя - атмосфера. «Это семейный дом радости, аптека для души» - говорила автор.

Над созданием экспозиции «Дома Куклы» работают и другие художники-кукольники: Борис Кудрявцев, Любовь Малиновская, Алексей Макаров, Елена Минина, Илья Ершов. В галерее регулярно проводятся выставки живописи, графики, скульптуры, гобелена, батика, фотографии. Для временных выставок отведён специальный зал. Однако все гости, впервые пришедшие в «Дом куклы», сначала направляются в зал «духов Карелии» Татьяны Калининой.

Здесь вас ждёт встреча с мифическими существами: домовым, амбарником, кикиморой, русалкой, водяным и многими другими. Но не бойтесь – они не причинят вам вреда! Ведь все эти персонажи сделаны руками удивительно доброго человека, в каждом – частичка души их создателя.

В зале вы окажетесь в мире верований наших предков, дававших духам имена и наделявших их различными характерами.

Как и в любом уважающем себя доме, здесь есть Домовой. Он важно восседает на стуле возле печки (по преданию, домовые всегда обитают за печкой, на печке или под печкой). У него большая всклокоченная борода и не менее внушительная шевелюра. На ногах – лапти, в руке – сучковатая палка.

Домового уважительно звали «кормилец», «мохнатый хозяинушка». Обычно его представляли в виде древнего старичка, впрочем, домовой может являться в разных образах. Днём он спит, а просыпается к полуночи и начинает хозяйничать – следит за огнём, убирает дом, сушит зерно. Одевается домовой в хозяйские вещи. Если какая-то вещь лежит не на месте, он её перепрятывает – воспитывает хозяев. В таком случае домового старались задобрить – ставили ему блюдечко с молоком и говорили: «Поиграй, и обратно отдай!» Не переносит домовой и скандалов – начинает буйствовать, пугая нарушителей порядка. Этот дух предсказывает хозяевам различные несчастья: воет и мяукает– к смерти, стучит в окно – к пожару, прыгает днём с чердака – к беде. Несмотря на это, остаться без домового считалось дурным знаком. Поэтому, переезжая в другой дом, его звали с собой. Домовой залезал в лапоть, который тащили на верёвочке на новое место. Чтобы он остался, его кормили хлебом с солью, солёной кашей, на масленицу – блинами с молоком.

Посетители «Дома куклы» угощают здешнего домового конфетами и оставляют у него на коленях мелкие денежки.

Ещё один домашний дух – Гнётка (или Гнётко), напоминающий большую лохматую собаку. Он является хранителем родовой информации, знает судьбу каждого из членов семьи. Способен он и делать предсказания, однако говорить не может (т.к. у него нет рта), поэтому показывает вещие сны. Живёт Гнётка под кроватью хозяина дома. Бывает, на рассвете он запрыгивает человеку на грудь, отчего становится тяжело дышать. Но пугаться не следует, нужно спросить – к добру или к худу. Тогда он покажет сон или исчезнет. Защититься от Гнётки помогали обереги – два скрещенных ножа, икона или распятие под подушкой.

Во дворе дома и хозяйственных постройках обитают свои духи. Дворовая похожа на бабушку-крестьянку – строгую и работящую. Она следит за здоровьем и плодовитостью домашней живности – ухаживает, поит и кормит. Особенно этот дух любит лошадей. Выбирает любимого коня, холит его, расчёсывает хвост и гриву. Но бывает, что какую-нибудь скотинку невзлюбит и начинает мучить. Поэтому, приведя новое животное, хозяева обращались к Дворовой с просьбой позаботиться о нём. Дворовые духи также охраняют дом от воров и предупреждают о разных событиях. Чтобы Дворовой было легче справляться с многочисленными обязанностями, Татьяна Калинина сделала для неё двух крыс-помощниц.

В риге, где сушат и обмолачивают зерно, живёт Ригачник. В его обязанности входит следить за огнём в печке-каменке. Ригачник является в образе огромного мужика в лохмотьях с перепачканным сажей лицом, иногда с хвостом. Его суровый и свирепый характер вполне соответствует устрашающей внешности. Ригачник следит, чтобы люди не приходили в ригу по ночам и в праздничные дни, пугает их и толкает. Поэтому его старались задобрить хлебом, сахаром и чаем. Татьяна Калинина сделала два образа – Ригачник и его сыночек, мальчик лет девяти с круглыми глазами и ушами (порой он представал и в таком обличье).

А вот Амбарник живёт совсем один. Он не зря селится в амбаре, где хранят зерно. Амбарник очень скуп и не желает ни с кем делиться. По виду он напоминает маленького ребёнка с серым лицом и большими печальными глазами. Он кажется измученным и бледным. Но толстенькое брюшко и пухлые щёчки его выдают. Гнетёт его вовсе не одиночество, а ненасытная жадность.

Очень много поверий связывали наши предки с баней. Запрещалось заходить в баню ночью, шуметь, ругаться или громко смеяться в бане. Опасным считалось мыться одному, а особенно оставлять в бане без присмотра маленьких детей. Всё это способно навлечь гнев банного духа – Банника (Баенника). Например, он может украсть младенца, а на место подбросить обменыша. Поэтому с Банником обращались уважительно. Перед тем, как топить баню, испрашивали у него позволения. Помывшись, оставляли ему горячую воду, мыло и веник. Считалось, что ночью моется семья Банника. Этот дух представал в разных обличьях – в виде змеи, чёрной кошки, собаки, белой коровы, маленького старичка с зелёной бородой или женщины с распущенными волосами. Банник Татьяны Калининой – забавный голый мужичок с взлохмаченной головой и мочалкой в руках.

В лесу, на болотах и водоёмах подстерегает нас нечисть другого рода: лешие, кикиморы, русалки и водяные. От них лучше и вовсе держаться подальше.

Кикимору Татьяна Калинина изобразила  в образе весёлой девчушки в ярком наряде. Однако мерзкий характер этого существа читается на задорном личике. Если шуметь на болоте, Кикимора незаметно залезет к вам в карман. А попав в дом, начинает вовсю проказничать. Она делает всё наоборот. Станет вязать – запутает нитки, стирать – ещё больше перепачкает бельё. Если пытается укачивать детей, те кричат ещё сильнее. С Кикиморой вам порядка больше не видать. Она кидается луковицами, щиплет кур, разбрасывает одежду. И всё это сопровождает песнями и плясками. Чтобы прогнать Кикимору, подметали полы рябиновым веником, использовали заговоры. Помогали и обереги. Девочкам в люльку подкладывали маленькие ножницы, а мальчикам – топорики. Если кошка начинала носиться по дому, считалось, что она гоняет Кикимору.

Вредит человеку и Леший – лесной царь. Его представляли мужиком огромного роста, до вершин деревьев, с большими глазами и смуглым лицом. Леший – оборотень. Он может превратиться в крестьянина, военного, охотника, стать невидимым. Часто его сопровождает собачка. Летом Леший способен ходить по воде, зимой – не оставляет следов на снегу. Уход его сопровождается сильным внезапным ветром. Леший любит играть на гармошке, петь песни, свистеть. Но не выносит, когда это делают в лесу люди. Тех, кто нарушает тишину, наказывает – сбивает с дороги, водит кругами, прячет корзины. Не любит он также пьяных и тех, кто бранится. Особенно опасно поминать в лесу Лешего и кричать, ведь эхо – это его голос. На незнакомый голос тоже лучше не отзываться. Леший может и заговорить с человеком. Тогда его нужно спросить: «Когда Христов день?», или сказать: «Господи, благослови!». Перед уходом в лес нельзя говорить, что скоро придёшь. Если заблудишься, необходимо снять с себя всю одежду и надеть наизнанку – тогда Леший отстанет, и скоро найдёшь дорогу.

Впрочем, у Татьяны Калининой Леший получился очень обаятельным и гостеприимным – принарядившись в венок из земляники, он протягивает нам букет цветов и ягод.

В озёрах и реках обитают водяные и русалки. Водяной появляется в образе опутанного тиной мужика с большой зелёной бородой. Он охраняет рыбу и водоплавающих птиц. В каждом водоёме есть свой дух. Поэтому у водяных установлена строгая иерархия. Они общаются друг с другом, играют в карты на воду и рыбу. Удачливостью местного Водяного рыбаки объясняли наличие рыбы в водоёме и изменения уровня воды. У каждого Водяного есть жена – Водяница, и дети – водянята. Зимой водяные спят. Просыпаются в апреле, голодные и злые. Для того, чтобы их задобрить, люди бросали в воду еду, сыпали муку и табак. Рыбаки, пытаясь добиться расположения Водяного, снимали шапку с поклоном перед рыбалкой и всегда отпускали первую рыбку. Чтобы не прогневать Водяного, запрещалось ходить ночью за водой. Считалось, что Водяной может утащить под воду. Показывается этот дух перед бедой, а если воет – кто-то утонет.

 В «Доме куклы» поселился не простой Водяной, а столичный – из реки Невы. Не случайно у него такой важный и аристократический вид.

Есть здесь и русалка, которая «на ветвях сидит». Она оделась в платье из рыболовной сети, украсив себя водными растениями. На лице её печаль. Русалками становились девушки-утопленницы, бросившиеся в воду от несчастной любви. Вот почему у наших русалок не рыбий хвост, а две ноги, как у людей. Русалки живут под водой в хрустальных дворцах, а на берег выходят только раз в году – на Троицкую (русальную) неделю. Они водят хороводы, плетут венки, поют песни, качаются на ветвях деревьев. Для людей русалки опасны, особенно для мужчин – они заманивают, щекочут и зацеловывают насмерть. На русальной неделе запрещалось ходить в лес, на поля, купаться, стирать и шить. Для русалок оставляли на пнях и перекрёстках дорог хлеб с солью и блины с мёдом. Защититься от русалок помогают крест и молитва, а также магический круг и острый предмет. Боятся русалки крапивы, осины и запаха чеснока.

Живут в «Доме куклы» и другие персонажи, многие из которых были созданы фантазией Татьяны Калининой. Например, топурики и дивики.

Топурики (от слова «топь») – существа, живущие на болоте. Их головы покрыты косматой растительностью, что позволяет им очень удачно маскироваться под кочки.

Слово «дивики» придумала маленькая дочь Татьяны Калининой. Это добрые эльфы, которые окружают нас повсюду. Они способны забирать у человека негативные эмоции. Вы не найдёте среди них двух одинаковых – дивики такие же разные, как люди.

 Обо всех «обитателях» «Дома куклы», конечно, не расскажешь – всё это надо видеть всё своими глазами. Никакие слова не способны передать удивительную сказочную атмосферу этой необыкновенной галереи.

Свежий номер Архив номеров
Найти объявления
в газете "Вездеход"

Погода в районах Карелии