Все достопримечательности

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ В КАРЕЛИИ
Показать памятники любые рукотворные природные объекты
Поиск по названию:
Тип объекта: Тэги:
Время создания: Любое до н.э. I-XIX вв н.э. XX в наше время

Заонежье

В Карелии немало неповторимых мест, богатых природными и историческими достопримечательностями, но удивительная земля – Заонежье - даже здесь стоит особняком.

В Заонежье находится 126 памятников архитектуры, три историко-архитектурных ансамбля (Кижский погост, Клименецкий (1520 г.) и Палеостровский (1391 г.) монастыри), 46 населённых пунктов, имеющих статус исторических, десятки памятников археологии.  

В XIX веке здесь была открыта сокровищница русского фольклора: записаны бытовавшие в народной среде былины о богатырях, сказки и предания.

Природа Заонежья щедро делится с человеком своими богатствами: недра хранят залежи чудо-камня - шунгита, а целебные источники («Три Ивана», «Соляная яма» и «Царицын ключ») исцеляют от многих болезней.

Издавна земли по берегам Онежского озера носили название Обонежье. Позже юго-западное побережье стали называть Прионежьем, а большой полуостров в северо-восточной части озера, весь изрезанный множеством заливов и озёр и окружённый сотнями островов, - Заонежьем.

Заонежский полуостров и окрестные острова (среди которых знаменитый остров Кижи) стали обживаться людьми в послеледниковый период, 5 – 6 тысяч лет тому назад. Предполагают, что первыми жителями края были выходцы с Урала и Западной Сибири. Первобытные племена привлекало на берега Онего обилие зверя, птицы и рыбы, а также мягкий озёрный климат здешних мест.

Этнический состав населения известен с I тыс. до н.э. В то время здесь жили финно-угорские племена: корела (карелы), весь (вепсы) и лопь (саамы). На рубеже X – XI веков Карелия вошла в состав древнерусского государства. Сюда устремились выходцы из центральных районов. Особенно активно карельские земли стали осваивать новгородцы в XII – XIII вв. Русские поселенцы осели на побережье Белого моря и на Онежском озере, в Заонежье.

Постепенно славянское население ассимилировалось с местным финно-угорским. В Карелии сформировались два совершенно особых этноса со своими культурными и языковыми особенностями: поморы и заонежане. Новгородцы принесли в Карелию православную веру, земледелие и плотницкое искусство, со временем достигшее здесь небывалых высот.

По всей Карелии выросло множество деревянных часовен и церквей. В Заонежье искусство мастеров-плотников создало непревзойдённый шедевр деревянного зодчества – многоглавую Преображенскую церковь на острове Кижи. На окрестных островах, в заонежских деревнях до наших дней сохранились старинные часовни, каждая из которых имеет свой неповторимый облик.

Занятие земледелием привело к появлению амбаров, овинов, риг и мельниц. Примечательно, что даже хозяйственные постройки сооружались не только прочными и функциональными, но и по возможности красивыми. В свою очередь, любое украшение должно было приносить практическую пользу: например, защищать конструкцию от попадания влаги.

Хотя земля в Заонежье была более плодородной, чем в окрестных местах (в основном, благодаря залежам шунгита), далеко не везде можно было найти пригодный для возделывания участок. Поэтому здесь получили распространение однодворные поселения (деревни в один дом), к которым прилегали луга и пашни, лесные и водные угодья. Часто заонежские деревни располагались на островах.

В суровом краю, где по полгода лежит снег, сформировался особый тип жилища – дом-комплекс. Прекрасными примерами домов-комплексов служат дома Елизарова и Ошевнева в Кижах. Они выстроены по традиционной для Заонежья схеме – «кошелём», однако отличаются своими пропорциями и декоративным убранством. Богатство отделки и внушительные размеры этих крестьянских домов приближают их облик к хоромам именитых людей. Все помещения, жилые и подсобные, - сарай, хлев, кладовые, подклет – объединились под одной крышей. Это избавляло от необходимости лишний раз выходить в непогоду на улицу и способствовало сохранению тепла. В таком доме коротала зиму большая крестьянская семья (3-4 поколения - до 20 человек) и домашний скот. Летом скот отправляли на вольный выпас на близлежащие острова, куда хозяйки каждый день плавали на лодках, чтобы подоить коров.

Лодка была в Заонежье основным транспортным средством. Здесь сформировались особые типы судов: кижанка и сойма. Они использовались для рыбного промысла, для перевозки грузов и как личный транспорт. Владельцы больших судов перевозили различные товары: рыбу, дичь, скот, масло и др. по Онежскому озеру до Петрозаводска. В Заонежье они везли муку, соль, крупу и «колониальные товары»: чай, кофе, различные специи.

Кижанки и соймы различались по величине и оснастке. Длина кижанки составляла от 4 до 8 м, соймы – 8-10 м. Кижанка имела одну-две мачты для парусов, до трёх пар вёсел и строилась без палубы. На сойме делали две-три мачты, три-четыре пары вёсел, рубку и съёмный настил для укрытия груза от воды.  Эти суда, благодаря своим конструктивным особенностям, были как нельзя лучше приспособлены к условиям Онежского озера с его бурным и коварным нравом.

Жители Заонежья славились как опытные мастера по изготовлению лодок, это было одно из самых популярных ремёсел. В конце XIX – начале XX вв. крупным центром частного судостроения стала деревня Волкостров, где жили известные мастера-лодочники.

На лодках съезжались заонежане и на традиционные праздники. Главным храмовым праздником Кижского прихода был Спасов день, или Преображение Господне (19 августа по новому стилю). В Кижах проходила торжественная служба, затем гостей принимали в доме священника.

Кроме Спасова дня, было множество часовенных праздников в разных деревнях. Праздники задавали ритм и крестьянским работам. С Петрова дня начинался сенокос, с Ильина – жатва ржи. Овёс начинали жать со Спасова дня, «на Олёну» сеяли лён, а его уборку старались приурочить к Успению Богородицы и т. д. Праздники служили законными «выходными» в череде крестьянских будней.

В праздничные дни было принято гостить у ближних и дальних родственников. К празднику готовились заранее, ведь принимать приходилось по 15-20 человек, а иногда и того больше. «В праздник накормить человека, что в будни подать нищему», - говорили в Заонежье. Гостей угощали чаем, кормили ухой, гороховым супом или мясными щами. Потом подавали всевозможные пироги: рыбники, налетушки, колюбаки, калитки. Порой хозяева и водки наливали, но в небольших количествах, и не всем – только избранным. К некоторым праздникам специально варили пиво. Наугощавшись вдоволь, гости часто переходили в следующий дом, к другим родственникам.

После обеда шли на гулянье. На улице разворачивали небольшую торговлю: продавали сладости и безделушки. Молодёжь устраивала игрища, танцы под гармошку и балалайки. Не повеселиться самому или хотя бы не посмотреть на веселье других считалось всё равно, что не быть на празднике.

Разъезжались гости постепенно. Те, кто жил поблизости, уезжали в конце дня, дальние оставались ночевать.

По вечерам люди нередко собирались в чьей-либо просторной избе, чтобы послушать сказки и «старины» (былины).

В заонежских деревнях жили десятки сказителей, хранившие в своей памяти «предания старины глубокой»: былины, исторические песни, духовные стихи, сказки, песни и плачи. Именно в Заонежье в XIX веке известные фольклористы П. Н. Рыбников и А. Ф. Гильфердинг записали лучшие образцы русского героического эпоса: былины «Илья и Соловей», «Добрыня и Змей», «Вольга и Микула» и др. В то время, как в других районах России былины давно были забыты, в Заонежье живая былинная традиция сохранялась вплоть до XX века.

Лучшие сказители проживали в деревнях Гарницы, Потаневщина, Боярщина, Кургеницы, Волкостров. Особенно прославились сказители из рода Рябининых, В. П. Щеголёнок, С. Корнилов, Т. Иевлев, Л. Богданов. У каждого из них была своя особая манера исполнения.

Былины пелись на определённый мотив, плавно и неторопливо. Талантливый сказитель всегда вносил в повествование индивидуальные черты, оттенок своего личного восприятия.

Ещё одним популярным фольклорным жанром была причеть, или «плач». Если былины и исторические песни исполнялись преимущественно мужчинами, то причеть, напротив, была типично «женским» жанром. «Плачи» исполнялись на свадьбах, похоронах, проводах в рекруты и в других обстоятельствах, когда необходимо было создать печальную или скорбную атмосферу, помогающую людям глубже проникнуться происходящим. В Заонежье причитальщица (вопленица) была официальным общественным лицом. Она руководила ходом свадеб, похорон, поминок, хорошо знала тонкости обрядов.

Самой известной вопленицей Заонежья была Ирина Андреевна Федосова (1827 – 1889 гг.), уроженка д. Сафроново Толвуйской волости. Из уст этой удивительной женщины, не знавшей грамоты, но необыкновенно одарённой, преподаватель Петрозаводской духовной семинарии Е. В. Барсов записал около 30 000 стихотворных строк. И. А. Федосова не только помнила старинные «плачи», но и сочиняла сама.

Фольклорные традиции Заонежья оказали большое влияние на русскую культуру XIX - XX вв. Знаменитый сказитель Трофим Григорьевич Рябинин, от которого было записано более сорока былин, и вопленица Ирина Андреевна Федосова произвели настоящий фурор своими выступлениями в Петербурге и Москве. Их слушали видные учёные, композиторы, писатели, вельможи и царственные особы.

            Творчество заонежских сказителей нашло отражение в произведениях великих русских композиторов и писателей: Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, А. С. Аренского, Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, А. М. Горького.

Но не только в фольклоре и деревянном зодчестве проявился талант заонежан. Высокого расцвета достигло в Заонежье и народное декоративно-прикладное искусство, и железные промыслы.

            Заонежская вышивка получила всемирную известность: на Парижской выставке 1900 г года мастерица Авдотья Павлова была удостоена серебряной медали.

            В Заонежье жили умелые резчики по дереву, кузнецы, мастера художественного литья. Земли Кижского и Шуйского погостов были богаты железом, которое местное население научилось добывать и обрабатывать ещё в I веке до н.э. Топоры и ножи местного производства славились на русских ярмарках и пользовались большим спросом по всему Северу.

            Культурные традиции Заонежья получили развитие и в XX веке. В 1929 г. в селе Шуньга было организовано объединение «Заонежская вышивка»(сегодня это фабрика «Карельские узоры». Заслуженную популярность имела продукция артели «Карельская берёза», работавшей до войны в Великой Губе. В 40-60 гг. Волкостровская судостроительная мастерская снабжала всю округу ботами, соймами и кижанками.

            В 1966 г. на острове Кижи был создан музей-заповедник, куда были перевезены памятники деревянного зодчества из разных деревень.

            Сегодня музей Кижи поддерживает различные народные промыслы Заонежья: вышивку, ручное ткачество, резьбу по дереву, плетение из бересты, деревянное судостроение и многие другие ремёсла. Возвождаются на Кижах и традиционные заонежские праздники.

            В выставочном и лекционном залах Музея-заповедника Кижи в Петрозаводске регулярно проводятся выставки и интерактивные программы, знакомящие с историей и культурой Заонежья.

Свежий номер Архив номеров
Найти объявления
в газете "Вездеход"

Погода в районах Карелии