Все достопримечательности

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ В КАРЕЛИИ
Показать памятники любые рукотворные природные объекты
Поиск по названию:
Тип объекта: Тэги:
Время создания: Любое до н.э. I-XIX вв н.э. XX в наше время

Кижи

В северной части Онежского озера, посреди огромного архипелага больших и маленьких островов, располагается легендарный остров Кижи. Словно сказочный Китеж-град, поднимаются над водой  купола церквей и колоколен, далеко над просторами Онего разносится колокольный звон.

Кижи – не просто музей деревянного зодчества. Это симфония совершенных творений человеческого гения и неповторимой северной природы с её озёрной ширью, цветущими лугами, розовыми закатами и белыми ночами.

История Кижей неотделима от истории всего Заонежья. Этот благодатный край начал заселяться людьми тысячи лет назад. Озеро кормило рыбой, плодородная земля давала хлеб, на островах было удобно разводить скот. Мягкий озёрный микроклимат делал эти места особенно притягательными для жителей сурового таёжного края.{spoiler title=Далее}

В X-XI веках новгородцы начали осваивать север. В Карелии они осели на берегах Белого моря и в Заонежье, где сформировались особые этносы с богатой культурой – поморы и «заонежане». Среди новгородцев было много искусных плотников, которые принесли в карельский край традиции русского деревянного зодчества. Славянское население постепенно ассимилировалось с местным, карельским. Множество деревень выросло по берегам Онежского озера, на Заонежском полуострове и окрестных островках. Русский исследователь А. Ф. Бордзынский пишет в своих путевых заметках: «…живописнее, населённее и веселее кижской местности я ничего не видел в Олонецкой губернии, это своего рода Заонежская Эллада. Тут, на небольшом пространстве земли, собрано вместе: живописные острова, плодородная почва, красивый народ, …природа, разнообразная и улыбающаяся».

Основным средством передвижения здесь на протяжении многих веков была лодка. Сформировался даже особый тип лодки - "кижанка".

Остров Кижи всегда был центром, куда жители окрестных деревень собирались для проведения праздников и культовых обрядов. Название острова происходит от карельского слова, означающего «игрища» («kizat» - с ударением на первый слог). Потому и в слове «Кижи» правильнее ставить ударение именно на первый слог.

В 1227 г. новгородский князь Ярослав Всеволодович крестил карел в православную веру. Повсюду в Карелии начали вырастать часовни, церкви и колокольни. Остров Кижи стал центром Спасского Кижского погоста, о чём  сообщают Писцовые книги XVI-XVII веков. В писцовой книге 1582-1583 гг. московского дьяка Андрея Плещеева, в частности, говорится: «Погост Спасский в Кижах на Онеге озере. А на погосте церковь Преображенье Спасово, а другая церковь покров Святии Богородицы». Речь здесь идёт о предшественниках храмов, которые сейчас стоят на острове. Как они выглядели, точно не известно. Преображенская церковь была «древяная с папертми, верх шатровой», а о Покровской говорится только, что она «тёплая с трапезою древяна».В 1693 г. обе церкви сгорели от удара молнии.

 

История строительства нынешних Покровской и Преображенской церкви покрыта тайной. Единственное документальное свидетельство – дата освящения Преображенской церкви, 1714 год. Легенда гласит, что построил храм мастер Нестор. Завершив свой труд, он забросил топор в озеро со словами: «Не было, нет, и не будет такой!».

Преображенская церковь, увенчанная двадцатью двумя главами, девятиглавая Покровская церковь и колокольня составляют ансамбль Кижского погоста. В настоящее время это единственный на территории России архитектурный ансамбль, созданный по принципу «многоглавие рядом с многоглавием». Формирование его происходило постепенно.

В 1714 г. была построена Преображенская церковь, которую называют «вершиной деревянного зодчества». Она вознесла свои серебристые, покрытые осиновым лемехом купола на головокружительную высоту – 37м (это высота 12-этажного дома!). Церковь прекрасно видна с соседних островов. Стройный пирамидальный силуэт напоминает огромную ель. Многочисленные архитектурные элементы собраны воедино и подчинены одной, господствующей архитектурной идее – устремлённости вверх. Совершенство пропорций и безупречная гармония форм Преображенской церкви озарили и преобразили окружающее пространство. Стал очевиден диссонанс между новым храмом и возведёнными ранее Покровской церковью и колокольней. Возникла необходимость в их перестройке.

В 1764 г. Покровская церковь, построенная на 20 лет раньше Преображенской в простейшем клетском варианте, обрела многоглавие. Её конструкция «восьмерик на четверике» по канону требовала обязательного шатрового завершения, однако зодчие смело пошли против правил и увенчали церковь девятью главами. Это создало гармоничную взаимосвязь двух строений.

Старинная колокольня также коренным образом изменила свой внешний вид, подвергнувшись перестройке в 1874 г. Она приобрела новые пропорции, не типичные для шатровых колоколен: теперь её основанием стал не низкий «восьмерик» с высоким «четвериком», а наоборот – высокий «четверик» с низким «восьмериком», завершённый стройным шатром. Массивное основание колокольни органично сочетается с тяжёлыми нижними объёмами двух церквей, а строгий силуэт подчёркивает их пышное многоглавие.

На стенах строений хорошо видны следы рубки топором. Этим инструментом плотники владели в совершенстве. Топором были выполнены все сложнейшие конструкции кижских храмов, которые и в самом деле строились «без единого гвоздя». Лишь позднее гвозди стали использовать для закрепления лемеха на главках (изначально он крепился деревянными нагелями). Зодчие знали, что металл разрушительно действует на древесину, поэтому избегали использования гвоздей. То, что лемех для покрытия куполов делали именно из осины, тоже не случайно. Осина хорошо обрабатывается топором, не даёт трещин, а со временем приобретает серебристый, почти зеркальный блеск.

Польза, прочность и красота были основными принципами строителей. Даже декоративные детали построенных в то время зданий всегда выполняют ещё и практическую функцию, служа защитой от влаги. Система водостоков и архитектурные формы объединяются в единое целое, обеспечивая постройкам сохранность и долговечность.

Архитектурный ансамбль Кижского погоста дополняет ограда, сложенная из дерева и камня. Она была реконструирована в 1959 году по образцу сохранившихся северных оград.

Кижский архитектурный ансамбль привлёк внимание специалистов ещё в XIX веке. В 1867 г. Кижи посетил академик Л. В. Даль во время своей поездки по северным губерниям. В начале XX в. сюда устремились многие художники и архитекторы, желавшие воочию увидеть старинные памятники. На острове побывали И. Я. Билибин (1904 г.), И. Э. Грабарь (1909 г.), И. М. Красовский (1916г.). Были изданы почтовые открытки с видами Кижей, а в 1911 г. картину художника Шлугейта с изображением Кижских храмов приобрёл император Николай II.

Однако официальный статус памятника истории и культуры Кижский погост приобрёл только в 1920 г. В 1939 г. церкви погоста вошли в перечень памятников культуры и архитектуры Карельской АССР, рекомендованных к включению в состав памятников общесоюзного значения (это было сделано лишь в 1948 г.).

Великая Отечественная война прервала процесс становления архитектурного заповедника. Остров Кижи оказался в зоне финской оккупации. Сохранилась легенда о финском лётчике, который в декабре 1941 г. получил приказ бомбить Кижи, так как по данным разведки, на острове находились партизаны. Однако лётчик, которого звали Лаус-Дей (что в переводе на русский означает «Божий подарок»), был покорён красотой кижских храмов и не тронул их, а командованию доложил, что следов партизан на острове он не обнаружил.

В 1942 г. в Заонежье в составе 7-й армии генерала Хеглунда прибыл молодой искусствовед Ларс Петтерсон. Ему было поручено заниматься охраной кижских памятников. С 1942 по 1944 гг. Ларс Петтерсен совместно с художником Ойво Хелениусом занимались детальным изучением архитектуры и икон северного письма, находящихся в Кижах (в Преображенской и Покровской церквях сохранились до наших дней уникальные оригинальные иконостасы; самая древняя икона Покровской церкви датируется XVI в.).

В 1944 г., опасаясь, что при наступлении советских войск кижские церкви могут погибнуть, финны приняли решение вывезти с Кижей иконы. Все они были тщательно пронумерованы, занесены в каталог и отправлены в Финляндию. После заключения мирного договора между СССР и Финляндией иконы были возвращены. Только «небеса» Преображенской церкви были утрачены во время пожара.

 

После войны, в 1945 г. на Кижах был создан государственный заповедник (с 1966 г. – Государственный историко-архитектурный музей «Кижи»). В 1951 г. сюда перевезли с Большого Клименецкого острова первый памятник деревянного зодчества – дом Ошевнева, с которого началось формирование историко-архитектурной экспозиции под открытым небом. В последующие годы на Кижи из разных мест Карелии были перевезены различные памятники культовой и гражданской архитектуры: деревянные церкви, часовни, крестьянские дома, амбары, риги, мельницы, бани. Кроме того, на окрестных островах, в деревнях Васильево, Подъельники, Волкостров, Воробьи и Корба – сохраняются на своих прежних местах часовни. Они получили название «кижского ожерелья» и входят в охранную зону заповедника. В 1990 г. решением ЮНЕСКО архитектурный ансамбль Кижского погоста был включён в Список Всемирного культурного и природного наследия.

Основная экспозиция музея развёрнута на южной оконечности острова. Здесь расположена и самая древняя постройка – церковь Воскрешения Лазаря (XIV-XVI в.), перевезённая из Муромского монастыря. Миниатюрное, аскетически простое строение рядом с громадой многоглавых кижских церквей словно символизирует путь, который прошла культовая архитектура от истоков до величественных творений деревянного зодчества XVII-XVIII вв. По преданию, церковь была собственноручно построена преподобным Лазарем Муромским, новгородским святым, умершим 8 марта 1391 г. в возрасте 105 лет. В церкви сохранился двухрядный иконостас с семнадцатью иконами XVI-XVIII вв., а также росписи, принадлежащие кисти северных мастеров XVI в.  Описание церкви встречается в писцовой книге 1629 г.: «Да за манастырём же, за полем церковь во имя Лазарево воскресенье, деревяна, клецки. А в церкви образов: образ местный Лазорево воскресенье на краске; образ пречистыя Богородицы Одигитрия в краске; дейсус и двери царские и сень и столбцы в краске…»

Сохранение таких уникальных объектов, как Лазаревская церковь, возможно только под наблюдением специалистов-реставраторов. Благодаря своевременной перевозке в Кижи удалось спасти от разрушения десятки памятников деревянного зодчества. Они не превратились в мёртвые музейные экспонаты. В крестьянских домах сохранены или воссозданы подлинные интерьеры. Предметы быта, которыми пользовались наши предки, лежат на своих местах, храня память о своих прежних владельцах. В хозяйственных помещениях есть всё необходимое для крестьянской жизни. На Кижах по-прежнему звучат церковные колокола, в Покровской церкви в течение всего лета и до самого Покрова проходят богослужения.

Сегодня в фондах музея содержится более 40 тыс. предметов, рассказывающих о жизни коренных народов края – карелов, вепсов и русских. Музей ежегодно проводит этнографические и фольклорные экспедиции, занимается образовательной деятельностью. Посетители имеют возможность не только осмотреть памятники архитектуры и старинные предметы быта, но и познакомиться с различными традиционными ремёслами. С 1994 г. в музее «Кижи» действует программа «Ожившая экспозиция». Мастера и мастерицы в народных костюмах на глазах у посетителей вышивают, ткут, вяжут, изготавливают различные украшения и деревянные игрушки, а также занимаются крестьянским трудом: пахотой, сбором урожая, косьбой и пр.

На Кижах, как и прежде, проходят народные праздники, выступают фольклорные коллективы.

В 2011 г «Кижи» признали лучшим музеем России. На конкурсе, который ежегодно проводится в рамках фестиваля «Интермузей», музей-заповедник «Кижи» одержал абсолютную победу во всех номинациях.

 

На конкурсе не обошли вниманием и уникальную работу по реставрации Преображенской церкви. Метод лифтинга, который используют для реставрации главного храма Кижей, никогда прежде не применялся на таких крупных объектах. Сейчас здание весом в шестьсот тонн изнутри удерживает металлический каркас. С помощью системы домкратов ярус за ярусом приподнимается сруб, что позволяет вести реставрацию по частям, не разбирая всего здания. Так был разобран нижний пояс Преображенской церкви и сделано то, о чём прежде можно было только мечтать. Храм обрёл прочный фундамент. Древний памятник сегодня находится под пристальным вниманием сотни видеокамер и всевозможных датчиков. За «хирургической операцией», предпринятой для спасения бесценного храма, с трепетом следит весь мир. Для того, чтобы полностью перебрать Преображенскую церковь и «вылечить» древние брёвна, потребуется всего три-четыре года. Можно надеяться, что в 2014 г., когда храм будет отмечать своё 300-летие, реставрация успешно завершится.{/spoiler}

Свежий номер Архив номеров
Найти объявления
в газете "Вездеход"

Погода в районах Карелии