Все достопримечательности

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ В КАРЕЛИИ
Показать памятники любые рукотворные природные объекты
Поиск по названию:
Тип объекта: Тэги:
Время создания: Любое до н.э. I-XIX вв н.э. XX в наше время

Православные монастыри Карелии

В Карелию православие пришло на два века позже, чем на Русь. Крестил карел новгородский князь Ярослав Всеволодович в 1227 г. Однако первые зёрна христианства упали на карельскую землю задолго до этого. По преданию, первый ученик Христа, святой апостол Андрей Первозванный, просвещая скифов и славян, дошёл до самого Новгорода, а затем побывал и на острове Валаам в Ладожском озере, где впоследствии возник один из древнейших русских монастырей.

В X веке, когда русский народ принял православие, на Русь из Византии пришло множество монахов-миссионеров. Не случайно в карельском языке за православными монахами утвердилось название «крейкка», то есть «грек». Как гласит церковное предание, основателями Валаамской обители также были выходцы из Греции – святые преподобные Сергий и Герман.

 

Из Валаамского монастыря свет христианской веры стал распространяться в самые глухие уголки русского севера. В XIV в. валаамский инок прп. Корнилий основал Палеостровский монастырь на берегу Онежского озера; прп. Арсений основал Коневецкий монастырь на острове Коневец в Ладожском озере. В XV в. неподалёку от Валаама на о. Сенном (ныне о. Хинясенмаа) возник Троицкий Сенной монастырь. В 1429 г. прп. Савватием был основан Соловецкий монастырь. В 1485 г. прп. Александр Свирский удалился с Валаама на Святое озеро рядом с рекой Свирь, где также выросла монашеская обитель.

Троицкий Александро-Свирский монастырь стал одной из самых прославленных обителей карельской земли. Наряду с Валаамским монастырём, он являлся православной святыней общероссийского масштаба. Прп. Александр Свирский воспитал множество учеников, которые в XVI в. основали свои монастыри. Это преподобные Никифор Важеозерский, Афанасий Сяндемский, Адриан Ондрусовский, Корнилий Паданский, Макарий Оредежский.

На протяжении конца XV- начала XVII вв. в Карелии появились десятки новых обителей. На островах Онежского озера возникли Клименецкий и Брусенский монастыри, а на прилегающих к озеру землях – Благовещенская Яшезерская, Троицкая Лужандозерская, Петропавловская Соломенская, Спасская Вашеостровская, Ильинская Машезерская и др. пустыни.

В Карелии не было так называемых ктиторских монастырей, основанных богатыми и знатными людьми. Здесь обители возникали как бы сами собой. Монахи-отшельники приходили в самые глухие, безлюдные места, где строили свои кельи, чтобы вдали от мирской суеты возносить молитвы к Богу. Постепенно к ним присоединялись другие иноки. Слава о святых старцах, ищущих спасения в лесах, распространялась по округе. К ним за духовным советом и наставлением приходили миряне, приносили пожертвования. Искусные мастера ставили часовню, а потом и церковь, вскоре вырастал монастырь.

В отличие от крупных монастырей Беломорья, таких, как Трифоно-Печенгский, Соловецкий, Антониев-Сийский, местные обители не имели заметного военного или административного значения, ни одна из них так и не превратилась в грозную крепость. Но мирная монашеская жизнь не раз прерывалась из-за разорительных набегов шведов, а также польско-литовских и немецких рыцарей-крестоносцев, пытавшихся огнём и мечом навязать населению Карелии сначала католичество, а затем лютеранство. Монахам приходилось скрываться в лесах, а потом вновь отстраивать сожжённые обители, налаживать нарушенный уклад монастырской жизни.

В глухом северном краю, где население питалось преимущественно рыбой, а иногда и сосновой корой, монастырям не приходилось рассчитывать на богатые пожертвования. Монахи сами обеспечивали себя всем необходимым. Они обрабатывали землю, выращивая зерновые и овощи, ловили рыбу, держали скот. Труд и молитва всегда были основными составляющими монашеской жизни. Труд монахов не раз превращал дикие и неприветливые места в цветущие сады. Основанные в малонаселённых краях монастыри быстро обрастали крестьянскими поселениями. Многие люди считали за честь потрудиться для обители «во славу Божию». Крупные монастыри за плату привлекали для обработки земли и иных работ пришлых людей: крестьян, ремесленников, каменщиков, плотников, иконописцев.

В неурожайные годы монастыри делились с окрестным населением своими запасами, кормили голодных. В Валаамский монастырь крестьяне порой отправлялись в утлой лодчонке за сорок вёрст по бурным водам Ладоги, только для того, чтобы пару дней «пожить на монастырских харчах». Также при монастырях строились больницы, где могли получить медицинскую помощь простые люди.

Монастыри были очагами распространения не только христианства, но и просвещения, духовной культуры. Нередко в монахи уходили образованные люди, зачастую знатного происхождения. При многих монастырях создавались библиотеки, открывались школы, в которых дети бедняков могли научиться грамоте и ремеслу.

В монастырях переписывались, собирались и хранились летописи, книги и документы, отражающие культурное наследие народа, делались переводы священных текстов с греческого и древнееврейского языков.

 

Во второй половине XVII в. Карелия стала одним из центров церковного раскола. Спасаясь от гонений, сюда стекались приверженцы «старой веры» из разных краёв России. На сторону старообрядцев переходили целые монастыри – Соловецкий, Палеостровский монастырь. На реке Выг (к северу от Онежского озера) в 1694 г. было создано Выгорецкое общежительство, ядром которого был старообрядческий Даниловский монастырь.

Выгорецкая обитель стала важным культурным центром на русском севере. Здесь процветали различные промыслы, существовали иконописные и литейные мастерские (в последних изготовляли иконки, отлитые из меди), хранились и переписывались старинные богослужебные книги, были открыты школы для крестьянских детей. Выгореция оказывала большое влияние на развитие культуры карельского народа вплоть до второй половины XIX века – времени закрытия монастыря.

 

В XVIII веке наступил период тяжёлых испытаний для  карельских монастырей. После секуляризации церковных земель, проведённой Екатериной II в 1764 г., монастырские имения были переданы в собственность государства, многие обители были упразднены, превращены в приходы, или выведены в ранг заштатных, то есть оставленных «на своём содержании». Всего три монастыря – Александро-Свирский, Александро-Ошевенский и Успенский Девичий – получили государственное обеспечение. На собственном содержании в Олонецкой и Каргопольской епархии разрешалось оставить не более четырех заштатных мужских обителей с одним строителем и шестью братьями в каждой. Однако уже в начале XIX в. политика государства в отношении церкви изменилась в лучшую сторону. Стало возможным возвращение прежних земельных владений монастырей и улучшение их материального положения. Карельские обители стали возрождаться. В начале XX в. в Карелии насчитывалось 20 православных монастырей.

 

После Октябрьской революции Карелия наряду с Белоруссией была объявлена экспериментальной зоной по искоренению религии из народного сознания. Карельское духовенство подверглось репрессиям. В 1937 г. был уволен на покой последний епископ Олонецкий Феодор (Яковцевский), а последний православный храм в Петрозаводске был спешно закрыт властями летом 1941 г. Как и во всей России, в Карелии не осталось ни одного монастыря.

Только в конце 80 – начале 90-х годов началось их постепенное возрождение. За последние годы был восстановлен в былом великолепии Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, возрождена монашеская жизнь на Соловках, в Александро-Свирском монастыре. Возвращаются к жизни и другие древние обители карельской земли. Сегодня в Петрозаводской и Карельской епархии 8 действующих монастырей: Важеозерский Спасо-Преображенский монастырь, Свято-Ильинская Водлозерская пустынь, Ионо-Яшезерский Благовещенский монастырь, Корнилие-Палеостровский монастырь, Митрофаниевская пустынь, Муромский Успенский монастырь, Сяндемский Успенский женский монастырь. В 2000 г. в карельском городе Кемь, откуда отправлялись заключённые в СЛОН, был основан единственный в России Благовещенский монастырь во имя Новомученников и Исповедников Российских.

Свежий номер Архив номеров
Найти объявления
в газете "Вездеход"

Погода в районах Карелии