Все достопримечательности

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ В КАРЕЛИИ
Показать памятники любые рукотворные природные объекты
Поиск по названию:
Тип объекта: Тэги:
Время создания: Любое до н.э. I-XIX вв н.э. XX в наше время

Памятник Рунопевцу в г. Сортавала

В старинном карельском городе Сортавала, известном своей замечательной архитектурой, можно увидеть необычный памятник. Поднятый на высокий постамент из сердобольского гранита, на сидении, устланном медвежьей шкурой, восседает могучий старец. Он одет в длинную рубаху, подпоясанную ремнём, на коленях его лежит кантеле. Кажется, что сам Вяйнямёйнен из карело-финского эпоса «Калевала» навеки застыл здесь, на берегу необъятной Ладоги. Вот-вот тронут пальцы легендарного героя чуткие струны, откроются уста, и польётся древняя, как мир, песня.

Немало было талантливых сказителей-рунопевцев в карельской земле. Двум из них: Мийхкали Перттунену и Ваассиле Киелевяйнену, установлены памятники на севере Карелии. А здесь, в Северном Приладожье, в конце XIX века прославился искусный рунопевец Петри Шемейкка. Именно он послужил прототипом для памятника Рунопевцу, созданному финским скульптором Алпо Сайло в 1935 году.

Петри (Пётр Иванович) Шемейкка (1821?1825 – 1915) родился в приходе Суйстамо, расположенном в окрестностях озера Янисъярви. По некоторым данным, предки его пришли в эти места из села Реболы, что на севере Карелии, принеся с собой рунопевческие традиции.

Смолоду Петри был высоким широкоплечим мужчиной с густой бородой и открытым взглядом. Он нередко носил по дороге из своей деревни Шемейкка до деревни Ялонваара, расположенной в 40 верстах, корзину с рыбой весом 2,5 пуда (40 кг), а назад приносил столько же муки и соли. Рыболовством тогда промышляло всё мужское население Карелии, и Петри не был исключением. Подрабатывал он одно время и на добыче железной руды. Занимался также земледелием, держал скот. Но главным его делом была охота. За свою жизнь Петри добыл несколько десятков оленей, 16 медведей, бессчётное количество выдр, лис и соболей. О его удачливости на охоте ходили легенды. Никогда не возвращался он без добычи. Ружьё его никогда не давало осечки. Поговаривали, что кто-то из предков Петри побывал в Лапландии у саамов и там узнал заклинания, имеющие большую силу.

Руны Петри слышал ещё в детстве, от отца и деда. От них и перенял это древнее искусство.

Знаменитый финский фольклорист, собиратель рун и создатель эпоса «Калевала» Элиас Лённрот в середине XIX века писал: «…в окрестностях Суйстамо ещё поют о Вяйнямёйнене». Эпические руны составляли важную часть репертуара рунопевцев. Но, помимо этого, существовали руны заклинательного характера, с помощью которых лечили болезни, призывали удачу на охоте и рыбалке и т.д.

Несмотря на то, что члены семьи Петри Шемейкки являлись хранителями языческой традиции рунопевчества, все они были православными: ходили в церковь, входя в дом и садясь за стол всегда крестились, строго соблюдали посты.

Петри славился не только исполнением рун, но и искусной игрой на кантеле – карельском народном инструменте. Огромное впечатление на слушателей производила колоритная внешность рунопевца, похожего на мифического Вяйнямёйнена. Необычно было видеть, как этот дремучий охотник клал на колени кантеле и заскорузлыми, кривыми от тяжёлой работы пальцами начинал перебирать струны, извлекая из них мелодичную музыку.

Учёный Я. К. Янха, путешествовавший в 1890 г. по Карелии, и встречавшийся с Петри Шемейкка, писал: «Это был королевского вида, еще не старый, крепкий мужчина, на голову выше остальных. Во дворе старого дома было организовано представление. Петри пел, а Ивана Шемейкка (его брат) играл на кантеле. Заходящее солнце освещало бронзовые щеки Петри, и вся обстановка оставила незабываемое впечатление уходящего героического прошлого».

Финский композитор Ян Сибелиус, которому довелось познакомиться с Петри Шемейкка в 1892 г., отметил исходивший от него «мужественный и возвышенный дух древности». Эта встреча нашла отражение в творчестве композитора: вскоре после этого он написал знаменитую симфонию «Сказка», где ярко звучали карельские мотивы.

В 1896 г. Петри Шемейкка принял участие в первом Всефинляндском песенном празднике в Сердоболе (Сортавала), а в 1900 г. – в Песенном фестивале в Хельсинки. После этого он стал знаменит, к нему в Ристиваара, где он проживал с 1894 г., потянулись столичные гости: писатели, художники, фольклористы и этнографы. Ещё раз Петри поразил слушателей своим мастерством на празднике песни в Сердоболе в 1906 г.

В последние годы жизни Петри Шемейкка ослеп. Это заставило его на девятом десятке прекратить занятие охотой и всецело отдаться исполнению рун.

В 1926 г. в Сортавале прошёл Всефинляндский праздник песни, на котором были собраны средства на строительство памятника рунопевцу. Еще 25 000 финских марок завещал на монумент городской судья К. Берг.

Открытие памятника состоялось в 1935 г., в связи с празднованием столетия со дня первого полного издания эпоса «Калевала». Утром изумлённые жители города увидели на площади Вяйнямёйнена словно выросшую из-под земли фигуру рунопевца. Так создатели памятника решили напомнить всем о волшебстве древних рун.

 

 

Свежий номер Архив номеров
Найти объявления
в газете "Вездеход"

Погода в районах Карелии