Все достопримечательности

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ В КАРЕЛИИ
Показать памятники любые рукотворные природные объекты
Поиск по названию:
Тип объекта: Тэги:
Время создания: Любое до н.э. I-XIX вв н.э. XX в наше время

Петровский, Александровский и Онежский заводы

Вся история Петрозаводска тесно связана с двумя заводами: Петровским, благодаря которому возник город, и Александровским, переоборудованным в советское время в Онежский тракторный.

Причиной строительства Петровского завода послужило неудачное начало Северной войны (1700-1721 гг.), в ходе которой Пётр I вёл борьбу за выход к Балтийскому морю. Железоделательные и оружейные заводы того времени находились, в основном, на Урале, далеко от театра военных действий. Для того, чтобы снабжение армии оружием было бесперебойным, необходимо было иметь заводы «под рукой».

В самом начале Северной войны Петру I довелось предпринять путешествие по Карелии. Это произошло в 1702 году, во время транспортировки двух фрегатов из Белого моря в Онежское озеро по знаменитой Государевой дороге. Тогда Петру стало известно, что в этих краях залегают богатые запасы железной руды. Местное население давно освоило её добычу и выработку железа. Олонецкие топоры и кижские ножи высоко ценились на русских ярмарках. Традиционную карельскую домницу из села Суйсарь ныне можно увидеть в Национальном музее республики Карелия.

Добывать железную руду в Карелии было не сложно – она лежала на дне неглубоких лесных озёр и в болотах под слоем торфа, в виде некрупных бобовин округлой формы, напоминающих заржавленные монеты. В народе их называли «денежками водяного». Вот на этот-то капитал и рассчитывал Пётр, планируя построить здесь новые заводы.

С конца XVII века в Карелии уже работали несколько оружейных заводов купца Бутенанта, но оружия, которое они производили, было явно недостаточно. Пётр отправил в Карелию экспедицию рудознатцев во главе с Иоганном Блюэром и Иваном Фёдоровичем Патрушевым. Ими были обнаружены новые месторождения железа и меди, определены места будущих заводов.

В 1702-1707 гг. на территории края были основаны 5 новых казённых предприятий с общим названием Олонецкие Петровские заводы. Руководство строительством царь поручил своему любимцу Александру Даниловичу Меньшикову.

Один из заводов, ставший впоследствии ведущим, основали на берегу Онежского озера, в устье порожистой речки Лососинки. Место выбрали не случайно – по озеру было удобно доставлять на завод сырьё и отправлять в действующую армию готовое оружие, а бурная река приводила в действие заводские механизмы. Завод сначала был назван Шуйским, а позже переименован в Петровский.

В связи со строительством завода были проделаны гигантские по тем временам работы. Речку Машезерку, впадающую в Лососинку, перегородили плотинами, подперев озеро Машезеро и создав искусственное озеро Гурвич. По берегу озера Лососиное насыпали большую земляную дамбу. В том месте, где из него вытекает река Лососинка, построили плотину. Всё это было необходимо для аккумулирования воды в верховьях реки.

К концу 1705 г. были построены домны, молотовые, несколько цехов. Кузнецов и оружейников на новый завод привезли из Тулы и других городов. Несколько квалифицированных мастеров пригласили из Западной Европы. Для обеспечения завода сырьём согнали более 50 тысяч государственных приписных крестьян, которые работали даром, в счёт налога. Они должны были добывать руду со дна болот и озёр, а также валили лес, выжигали и поставляли на завод древесный уголь.

Предприятие быстро росло. Ежегодно завод выпускал 200-300 пушек и до 7000 ружей, а также штыки, пистолеты, пушечные ядра и бомбы.

В 1714 г. олонецким комендантом и начальником заводов был назначен Георг Вильгельм де Генин, талантливый инженер и администратор, которого  Пётр I привёз из Голландии в конце XVII в. Геннин внёс большой вклад в совершенствование производства на Петровском заводе. Например, он спроектировал вододействующую сверлильную машину, позволявшую сверлить три пушки одновременно. Также он добился чрезвычайно высокого качества литья. Если раньше каждая пятая пушка не проходила пробы, то при Геннине из тысячи пушек трещины давали только три.

В 1716 г. Генин открыл при Петровском заводе единственную тогда в России техническую школу, которая готовила специалистов-металлургов.

Вокруг завода выросло поселение – Петровская слобода, где в годы расцвета проживало до 4-5 тыс. человек. Впоследствии заводское поселение превратилось в город, названный в честь Петровского завода.

Когда Северная война закончилась, спрос на пушки упал. Оружейный цех перевели в Сестрорецк. Туда же уехал Геннин и с ним 400 мастеровых завода. Остальные оружейники переселились на Урал. Петровский завод перешёл на выпуск мирной продукции. Здесь производили пилы, лопаты, ступки, сковороды, котлы и даже гвозди. Однако этого было недостаточно для полноценной работы завода, и в 1734 г. Петровский завод закрылся.

До поры до времени замерла и жизнь в Петровской слободе. Но во второй половине XVIII века, уже при Екатерине II , началась очередная русско-турецкая война(1768г.). Русская армия вышла к Чёрному морю, в связи с чем возникла потребность в большом количестве пушек для морской артиллерии. Тут вновь вспомнили о рудных запасах Карелии. Направленные сюда экспедиции обнаружили богатые месторождения железа и меди.

В сентябре 1772 г. Екатерина подписала указ о постройке в Олонецком наместничестве нового завода. Он получил название Александровский – вероятно, в честь Святого Благоверного князя Александра Невского – покровителя русского воинства. Этому заводу было суждено стать одним из ведущих предприятий своего времени.

Новый завод решили построить на реке Лососинке чуть выше того места, где прежде стоял Петровский завод. Строительство началось в мае 1773 г., а в октябре 1774 г. уже были отлиты первые пушки.

Сначала качество продукции было очень низким, так как на заводе не хватало мастеров пушечного дела. Чтобы исправить положение, на Александровский завод в качестве горного начальника был приглашён выдающийся британский металлург Чарльз Гаскойн, директор Карронской компании в Шотландии. С ним приехали английские и шотландские специалисты. Они привезли с собой новое оборудование.

В 1787-1796 гг. Гаскойн провёл реконструкцию завода на основе передового западноевропейского опыта. В 1788 году на заводе проложили «чугунный колесопровод» - первую в России железную дорогу, по которой из цеха в цех перевозили тяжёлые стволы пушек.

Здесь же впервые в стране стали производить паровые машины Уатта, являвшиеся в то время последним словом техники. Изобретение шотландским инженером Джеймсом Уаттом паровой машины двойного действия положило начало промышленной революции, так как был найден универсальный двигатель крупной промышленности. Первые паровые машины, построенные Гаскойном на Александровском заводе, были установлены на Воицком руднике недалеко от Кеми (1791 г.), на устье Кронштадского канала (1791-1792 гг.), а также на Александровском и других Олонецких заводах.

Качество оружия, выпускаемого на заводе, удалось поднять на очень высокий уровень. В 1791г. завод посетил Александр Васильевич Суворов. На него произвели большое впечатление изготовленные здесь пушки. В своём донесении, адрасованном Екатерине II, Суворов отметил: «Гаскойн велик. Составные его лафеты отнюдь не подозрительны. Петрозаводск знаменит».

Александровский завод выпускал и мирную продукцию: листовое и кровельное железо, предметы домашнего обихода, замечательное художественное литьё. Решётки, ограды и другие произведения петрозаводских литейщиков украшают многие парки, дворцы и набережные Санкт-Петербурга. На Александровском заводе отлиты: ограда Казанского собора, Михайловского и Павловского дворцов, решётка петербургского Ботанического сада, Александровского дворца в Царском селе, перила мостов через Неву, Мойку, Екатерининский канал, чугунные львы в Павловском парке. Кстати, точно таких же львов можно увидеть и в Петрозаводске на площади Ленина (бывшей Круглой площади), перед входом в Министерство культуры.

Императорский монетный двор заказывал на Александровском заводе машины для чеканки золотых монет. При Павле I здесь были изготовлены эталоны мер и весов для всей России.

Во второй половине XIX в. упал спрос на основную продукцию завода – чугунные пушки. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. оживила производство, но ненадолго. В 1881 г. выпуск пушек окончательно прекратился, и завод стал снарядоделательным. В 1890-1892 гг. была поставлена первая мартеновская печь, и начался выпуск стальных снарядов. Однако Александровский завод с трудом выдерживал конкуренцию Уральских заводов. Производство железа из карельской руды обходилось дороже, несмотря на её высокое качество.

В конце XIX – начале XX вв., чтобы преодолеть техническую отсталость, на предприятии была проведена реконструкция. Установили мартеновские печи, новые станки и оборудование, паровую машину мощностью в 1 тысячу лошадиных сил. В результате производительность завода выросла в 2 раза. В годы Первой мировой войны завод по-прежнему снабжал армию оружием.

После Октябрьской революции, в 1923 г. на базе Александровского завода был создан трест Онежский механический и металлургический завод. В 1925 г., после переоборудования цехов, предприятие приступило к выпуску машин для дорожных работ.

В 30-е годы завод освоил производство высококачественной стали. Во время строительства Беломорско-Балтийского канала почти три четверти продукции Онежского завода составляли заказы для ББК. Во второй половине 30-х годов начала складываться новая специализация предприятия – выпуск лесозаготовительной техники.

В начале Великой Отечественной войны оборудование завода эвакуировали в Красноярск. Уже в октябре 1941 года на фронт была отправлена первая партия снарядов, произведённых на Онежском заводе, который вновь стал военным.

После войны Онегзавод выпускал автоприцепы, мотовозы, платформы и другую технику. С 1955 года на заводе стали собирать трелёвочные тракторы ТДТ-40. Такой трактор сейчас можно увидеть на постаменте перед главной заводской проходной. В январе 1956 г. завод был переименован в Онежский тракторный. К началу 1990-х годов здесь производилось уже 40 различных моделей тракторов. За годы своей работы Онежский тракторный завод выпустил около 190 000 единиц техники для лесной отрасли.

С переходом на рыночную экономику для завода настали нелёгкие времена. Предприятие, выполнявшее прежде государственный заказ, теперь было вынуждено самостоятельно искать поставщиков и покупателей своей продукции. В 2008 году Онежский тракторный завод был признан банкротом. Историческая площадка  (где прежде работал Александровский завод) была продана «с молотка».

В настоящее время Онежский тракторный завод продолжает работать на второй площадке в Южной промзоне Петрозаводска. Основная продукция завода, как и прежде – машины для лесной промышленности, но объёмы производства совершенно не сравнимы с прежними.

В 2011 году на территории «старого» завода открылся Музей Промышленной истории Петрозаводска (ул. Калинина, 1). Экспозиция музея рассказывает о Петровском, Александровском и Онежском тракторном заводах, а также о судостроительном заводе «Авангард».

Свежий номер Архив номеров
Найти объявления
в газете "Вездеход"

Погода в районах Карелии