Все достопримечательности

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ В КАРЕЛИИ
Показать памятники любые рукотворные природные объекты
Поиск по названию:
Тип объекта: Тэги:
Время создания: Любое до н.э. I-XIX вв н.э. XX в наше время

Петроглифы Карелии

Люди, жившие на территории Карелии тысячи лет назад, оставили нам таинственные послания. Над расшифровкой наскальных изображений -  петроглифов - до сих под бьются учёные. Одни ищут в них мистический смысл, другие считают отображением реальной жизни, третьи видят доказательство контакта наших предков с высшими цивилизациями.

Петроглиф в переводе с древнегреческого означает «резьба на камне» (petra – камень, gliphe – резьба).

На гладкой, отполированной ледником, поверхности прибрежных скал древние жители Карелии на протяжении веков писали свою каменную книгу. Изображения людей, животных, птиц, орудий охоты, лодок, лунных и солярных знаков и пр. выбиты точечными ударами камня. Глубина выбивки – до 3 мм. О возрасте карельских петроглифов среди учёных нет единого мнения. Большинство сходятся на том, что сделаны они были в период с IV по II тыс. до н. э. (время строительства египетских пирамид), то есть им 4-6 тыс. лет. Однако вполне возможно, что петроглифы гораздо старше: есть предположение, что они были созданы ещё в доледниковый период.

Наскальные изображения обнаружены  на севере Карелии - в Беломорском районе, в низовьях реки Выг, и на юго-востоке республики – в Пудожском районе, на восточном побережье Онежского озера. Онежские петроглифы по своему возрасту несколько моложе беломорских  и сильно отличаются от них по сюжетам.  

Петроглифы на мысе Бесов Нос (Онежское озеро) были открыты для научной общественности в 1848 г. геологом из Санкт-Петербурга К. Гревингком и учителем истории Олонецкой гимназии П. Г. Шведом. Им принадлежат первые публикации, посвящённые «наскальным письменам» и первые зарисовки двух фрагментов петроглифов. К настоящему времени на восточном побережье Онего, на протяжении 20 км, выявлено свыше тысячи наскальных изображений. Средний размер гравировок 20-50 см, но встречаются и 2-3-метровые фигуры.

Большая часть онежских петроглифов расположена в районе мысов Бесов Нос, Пери Нос и Кладовец. Здесь можно увидеть множество загадочных фигур и композиций. Например, круги с двумя параллельными выростами (иногда соединёнными между собой). Одними исследователями они трактуются как солярные знаки, другие видят в них изображения капканов, а кто-то принимает за летательные аппараты. Встречающимся во множестве изображениям лебедей часто придают фантастичность искажённые пропорции и необычные детали – дуги внутри туловища. Или возьмём, к примеру, композицию, расположенную на острове Большой Гурий: в естественное тёмное пятно скалы вписаны три фигуры – лебедь с дугами внутри, два лося (у одного из них открыта пасть), в центре – солярный знак. Можно только догадываться, какой потаённый смысл вкладывали древние люди в это изображение.

 Самый примечательный среди онежских петроглифов – «бес», давший название мысу. Эта более чем двухметровая фигура более всего напоминает…робота! Голова его имеет четырёхугольную форму, на ней двумя кружочками показаны глаза (один глаз слепой, другой – зрячий), прямая черта между ними напоминает нос, а изогнутая линия под нею – рот. Руки «беса» согнуты в локтях, ноги - сильно согнуты в коленях. Фигуру пересекает идущая вдоль всего туловища трещина, по мнению учёных, образовавшаяся до появления «беса» на скале. Воронка в области рта и оббитые края трещины свидетельствуют о том, что «беса» поили и кормили, вероятно, кровью убитых животных (рядом находятся изображения выдры и налима). Поверх фигуры «беса» в XV в. монахи Муромского монастыря выбили христианский крест. Рассказывают, что из-за шторма они целый месяц не могли переправиться на Бесов мыс – так «бес» пытался заставить монахов отказаться от своего плана.

Существуют различные интерпретации как фигуры самого «беса», так и всей триады (бес – выдра – налим). Некоторые исследователи считают «беса» женским образом. Так, по мнению археолога Н. В. Лобановой, в этой фигуре воплотился древний образ роженицы. Другие находят в нём признаки скандинавского божества Одина, отдавшего один глаз Мимиру – великану, хранителю источника мёда поэзии. Соседним персонажам – выдре и налиму, выпадает роль братьев Одина – Вилле и Ве. Весь комплекс может быть истолкован как изображение Мирового Древа с тремя божествами на вершине.

Петроглифам низовья реки Выг свойственны более реалистические сюжеты. Здесь преобладают изображения лодок, пустых или с гребцами, сцены охоты на лесных зверей, птиц и морских животных, батальные композиции. Человеческие фигуры, как правило, показаны в профиль. Нередко люди изображаются на лыжах. Привлекает внимание обилие следов: человеческих, звериных, от лыжных палок, а также изображений оружия (луки, стрелы, копья, гарпуны). Большинство рисунков небольшие - 20-50 см, но встречаются и огромные – 4-5 м длиной, и совсем маленькие – 1-5 см.

Беломорские петроглифы занимают площадь всего около 2 кв. км, на которых умещается 2,5 тысячи изображений в 11 пунктах (на островах Шойрукшин, Ерпин Пудас, Большой Малинин и др.).

Честь научного открытия петроглифов Беломорья принадлежит Александру Линевскому. В 1926 г., ещё студентом Ленинградского географического института, он приехал на летнюю практику в Карелию. Изучая быт поморов (населения побережья Белого моря), Линевский посетил деревню Выгостров. Местный житель, старообрядец Григорий Павлович Матросов, отвёз его на лодке к островку со странным названием – «Бесовы следки». «Вдоль пологой скалы было выбито семь следов то правой, то левой ступни, которые вели к изображению «беса». Вокруг «бесовых» следов выбито множество фигур оленей, лосей, китов и других животных. Всего рисунков было около трёхсот», - писал позднее Линевский. Учёный посвятил свою жизнь изучению петроглифов. Ему удалось выявить около тысячи изображений. Занимаясь расшифровкой творчества первобытных людей, Александр Линевский узнал много нового об их жизни. На основе этих материалов им была написана замечательная повесть «Листы каменной книги».

Ежегодно учёные продолжают открывать новые наскальные изображения. Многие группы петроглифов были обнаружены в результате археологических раскопок под мощным слоем почвенных отложений. Но даже те гравировки, которые находятся на открытых взору местах, далеко не всегда легко разглядеть. Многие из петроглифов видны лишь в косых лучах восходящего или заходящего солнца. С течением времени наскальные изображения постепенно сглаживаются. Особенно сильно стираются рисунки, расположенные у самой воды, или скрытые под водой. К сожалению, свой вклад в разрушение древних памятников вносят люди, нередко оставляющие на скалах современные гравировки или разводящие костры. Петроглифы Карелии включены в мировой список 100 памятников, находящихся под угрозой уничтожения, и нуждаются в особой охране.

 

Свежий номер Архив номеров
Найти объявления
в газете "Вездеход"

Погода в районах Карелии