Все достопримечательности

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ В КАРЕЛИИ
Показать памятники любые рукотворные природные объекты
Поиск по названию:
Тип объекта: Тэги:
Время создания: Любое до н.э. I-XIX вв н.э. XX в наше время

Рунопевческие деревни Беломорской Карелии

Карелия – край былинный, овеянный легендами. Как на чердаке старого дома можно найти вещи, принадлежавшие прапрадедам, так и эта древняя земля сохранила для нас предания старины.

В XIX веке П. Н. Рыбников обнаружил в Заонежье настоящий клад – живую традицию исполнения былин, давно утраченную в других местах России. И только в Карелии знаменитые предания о подвигах богатырей заботливо передавались из поколения в поколение.

Так же, как сказители Заонежья донесли до нас русский героический эпос, карельские рунопевцы сохранили ныне известный на весь мир карело-финский эпос Калевала.

 Древние эпические песни-руны записал в XIX веке финский врач и фольклорист Элиас Лённрот. В то время в Финляндии рунопевчество было запрещено лютеранской церковью как языческий пережиток. Услышать руны, рассказывающие о сотворении мира и о героях страны Калевалы, можно было только в карельских деревнях. Элиас Лённрот объездил всю Карелию, от Ладожского озера до Белого моря. Особенно много рун он записал в северном Приладожье и на северо-западе Карелии, где жили самые прославленные рунопевцы.

В двух карельских деревнях: Вокнаволок (Костомукшский район) и Войница (Калевальский район), рунопевцам установлены памятники.

Деревня Вокнаволок с её 400-летней историей несомненно является центром эпического края. В XIX веке здесь побывали Элиас Лённрот, финские художники Луис Спарре и Аксели Галлен-Каллела – основатели течения «карелианизма».

Элиас Лённрот называл эту деревню не иначе как «поющий Вокнаволок». Среди 1000 жителей деревни рунопевцев было несколько десятков. Руны здесь пелись в каждой семье.

Именно поэтому в Вокнаволоке было решено установить памятник одному из величайших рунопевцев – Мийхкали Перттунену. За ним в литературе закрепилось определение «северный Гомер». От Мийхкали было записано около 3,5 тысяч строк Калевалы!

Элиасу Лённроту довелось встречаться и с его отцом – знаменитым Архиппой Перттуненом. От него Лённрот и его последователи Я. Ф. Каян и М. Кастрен записали более 6000 стихотворных строк - больше чем от какого-либо другого рунопевца.

Элиас Лённрот посетил Архиппу Перттунена в 1834 году.  «Это был уже  восьмидесятилетний  старец,  обладавший  на удивление хорошей памятью, – писал он в своих путевых заметках. - Целых два дня и ещё немного третьего я записывал от него руны. Он пел их в хорошей последовательности, без заметных пропусков, большинство из его песен мне не доводилось записывать от других…»

Его сын,  Мийхкали Перттунен  («слепой Мийкхали), также стал знаменитым рунопевцем. О нём известно гораздо больше, чем о его отце, так как Мийкхали помнили многие ладвозерские старики (в 1999 г. исполнилось 100 лет со дня его смерти). У Мийкхали было пятеро детей. Многие его потомки  также стали рунопевцами.

Отец и сын Перттунены похоронены на кладбище в своей родной деревне Ладвозеро (Латваярви) в Калевальском районе.

Памятник Михкали – сыну Архипы Пертунена был установлен фондом «Архипы Пертунена» в 1991 г. Бронзовая фигура рунопевца в натуральную величину установлена на небольшом возвышении. В качестве фундамента использован выход скалы. Старец сидит лицом к озеру Куйтто, задумчиво глядя вдаль.

 

Другой памятник, посвящённый всем рунопевцам Беломорской Карелии, установили в 1995 г. в Войнице. В 1833 г. Элиас Лённрот побывал здесь в доме знаменитого рунопевца Ваассилы Киелевяйнена и записал от него множество ранее неизвестных рун. Самым важным было то, что от Ваассилы он «узнал все героические деяния Вяйнямёйнена в единой последовательности и по ним составил цикл известных нам рун о Вяйнямёйнене».

Роль Ваассилы Киелевяйнена в создании эпоса уникальна. Не удивительно поэтому, что памятник в Войнице назван Камнем Ваассилы. Его автор – финский скульптор Мартти Айха – из рода Киелевяйненов. Необычный мемориал представляет собой огромный валун со множеством врезанных круглых синих стёкол.

В Войнице Элиас Лённрот познакомился с ещё одним известным рунопевцем – Онтреем Маллиненом. Именно здесь, после встречи с Ваассилой и Онтреем, у Лённрота созрел замысел объединить разрозненные руны в единый эпос.

 

В 1836 году Элиасу Лённроту довелось побывать в старинном селе Ухта, которое с 1963 года носит название Калевала. Сейчас это административный центр Калевальского района.

Лённрот писал о своём посещении Ухты: «Я здесь уже три недели, записываю руны, песни, сказки, пословицы, загадки и др. Записывать хватило бы ещё на два месяца, а особенно сказок, или историй, «starinat», как их здесь называют – они бесконечны...»

С историей создания эпоса в Калевале связаны многие памятные места и архитектурные постройки.

В посёлке находится знаменитая «Сосна Лённрота». По преданию, под этим деревом Элиас Лённрот записывал руны. Старожилы рассказывают, что некогда был на реке Куйто в окрестностях Ухты мыс, поросший соснами. Там любили собираться местные жители, чтобы послушать руны. Под самой старой сосной садились друг напротив друга два рунопевца и, взявшись за руки, начинали неторопливый напев.

Когда на реке построили плотину, вода стала размывать песчаные берега. Вековые сосны погибли. Только старая могучая сосна ещё продолжала стоять. Но во время войны её ранил снаряд, а ветер сломал повреждённое дерево. К счастью, нашлись люди, которые не дали пропасть легендарной сосне Лённрота. Они принесли её вершину к Дому культуры и укрепили в земле. Постепенно дерево лишилось кроны, но остался отполированный ветрами кручёный ствол. Сегодня этот памятник известен далеко за пределами Карелии.

Ещё одна достопримечательность Калевалы - Амбар Ямянена, в котором останавливался Элиас Лённрот. На краю посёлка стоит трёхсотлетний дом Сивиконтало – свидетель тех давних событий. Сохранились также дома, в которых жили сказительницы Маура Хотеева, Мария Михеева, Татьяна Перттунен. На сельском кладбище на их могилах установлены памятники.

В 1980-е годы в Калевалу из деревни Вокнаволок был перевезён дом сказительницы Марии Ремшу, и установлен на улице Вяйнямёйнена. В этом старинном доме был создан Музей Калевальских рунопевцев.

В музее представлено более 300 экспонатов, в основном это вещи, принадлежавшие сказителям Калевальского края.

С 2006 г. в музее осуществляется мультимедийный проект «Рун неспешное сказанье». Здесь можно услышать записи рун, плачей и других почти исчезнувших жанров в исполнении народных сказителей, познакомиться с историей путешествий финских исследователей Беломорской Карелии XIX в.

Музей проводит различные экскурсии, а также организует встречи с местными фольклорными коллективами и старожилами посёлка Калевала.

 

 

Свежий номер Архив номеров
Найти объявления
в газете "Вездеход"

Погода в районах Карелии