Все достопримечательности

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ В КАРЕЛИИ
Показать памятники любые рукотворные природные объекты
Поиск по названию:
Тип объекта: Тэги:
Время создания: Любое до н.э. I-XIX вв н.э. XX в наше время

Сейды и лабиринты Беломорья

Немало загадок хранит карельская земля. Существует предположение, что давным-давно на территории современной Карелии располагалась легендарная страна Гиперборея, жители которой обладали знаниями, позволяющими повелевать силами природы. О тех незапамятных временах рассказывают руны  эпоса «Калевала». Оттуда берут начало легенды о летающих камнях древних саамов.

Саамов иначе называют лопь, или лопари. Некоторые исследователи полагают, что этот народ являлся преемником и хранителем знаний жителей загадочной Гипербореи. Трудно сказать, правда всё это, или вымысел, но авторство обнаруженных в Карелии и на побережье Белого моря древних святилищ: лабиринтов и сейдов, приписывают именно саамам.

На берегах и островах Белого моря найдены десятки подобных сооружений. Уже более полутора веков учёные бьются над разгадкой их тайны, выдвигают различные гипотезы, но к единому мнению до сих пор не пришли.

Лабиринты

Лабиринт – один из древнейших мировых символов. Лабиринты встречаются в орнаментах и рисунках разных народов, в архитектуре, в танцах, играх и легендах.

В Северной Европе получили распространение лабиринты, выложенные из камней. Их общее количество превышает 500, из них около 300 находится в Швеции, 140 – в Финляндии, около 50 – в России. Также лабиринты встречаются в Норвегии, Эстонии и Англии.

На беломорском побережье обнаружено около 40 каменных лабиринтов. Большая часть расположена на Соловецких островах, несколько памятников – в Мурманской области. Непосредственно на территории Карелии известны три лабиринта: один – в Чупинском заливе и два – на архипелаге Кузова. Имеются сведения о том, что некогда лабиринты существовали в устьях рек Кемь и Кереть.

Лабиринты представляют собой окружности, выложенные из камней разного размера в виде запутанных ходов, которые ведут к центру. Они могут быть спиралевидными или подковообразными. В центре лабиринтов находится скопление камней в виде горки. За затейливую конструкцию поморы называли эти сооружения «вавилонами». Располагаются лабиринты как поодиночке, так и группами.

Относительно возраста каменных лабиринтов существуют разные мнения. Отечественная наука, как правило, датирует их II – I тыс. до н.э. К этому времени относятся материалы раскопок вблизи лабиринтов, обнаруженных на Соловках, на Кольском полуострове и в Пильской губе на берегу Белого моря. Однако бесспорно и то, что многие лабиринты были сделаны в более позднее время.

Ещё больше разногласий возникает по поводу назначения лабиринтов. Так как они сооружались исключительно на морском побережье, в местах активной рыбной ловли, у некоторых исследователей возникло предположение, что лабиринты могли использоваться как ловушки для рыбы, или планы ловушек.

Другие учёные также связывают лабиринты с рыболовным промыслом, но считают, что у них было иное предназначение – приносить удачу рыбакам. Саамы, в самом деле, использовали лабиринты для гаданий и магических ритуалов. «Темы гаданий были самые различные: о погоде, удачен ли будет промысел, поход на охоту…Нойд [шаман] становился одной ногой на дорожку и, прыгая к центру лабиринта, смотрел, какие признаки говорят за успех или против начинания», - писал В. Чарнолуский.

Соседство некоторых лабиринтов с древними захоронениями породило теорию об их связи с культом мёртвых. Например, на Большом Заяцком острове (Соловецкий архипелаг), под тремя каменными кучами в центре лабиринтов были обнаружены пережженные кости человека и каменные орудия. Н. Н. Виноградов предположил, что лабиринты могли служить вместилищами для душ умерших. Для того чтобы они не могли вернуться к живым, тело сжигалось, после чего прах закладывался грудой камней, а запутанные ходы лабиринта не давали душе вырваться наружу.

Большинство исследователей считают лабиринты частью древних святилищ, где совершались обряды, связанные с погребением умерших и культом предков, промысловой магией, инициацией, поклонением божествам и т. п.

 

Сейды

У саамов существовало два религиозных культа: высших богов и священных камней – сейдов (сеидов). Словом «сеид» саамы обозначали любого рода «божественность». Сейды распространены по всей территории, где жил этот народ. Большой комплекс сейдов расположен на горе Воттоваара в Муезерском районе Карелии, встречаются сейды в Национальном парке «Паанаярви», в Хибинах, на Кольском полуострове, в Лапландии. На островах Белого моря – Русском и Немецком Кузовах - находится целый пантеон саамских каменных божеств.

Большинство сейдов представляют собой огромные глыбы высотой от 0,7 до 3, 5 м, поставленные на «ножки» из  более мелких камней. Нередко на верху сооружения находится пирамидка из нескольких небольших камней. Наряду с рукотворными сейдами, священными могли считаться естественные скалы или камни необычной формы.

Существуют сейды, напоминающие фигуры людей или животных. Интересная поморская легенда об «окаменелых немцах» связана с сейдами, расположенными на Большом Немецком Кузове. Она рассказывает о том, что когда-то давным-давно «немецкие люди» (так называли шведов) готовились напасть на Соловецкий монастырь. Но началась буря, и им пришлось высадиться на ближайшем каменистом острове. Когда они уселись за трапезу вокруг костра, Бог покарал их, обратив в камни. Легенда эта имеет реальную основу: в начале XVI века шведский отряд, действительно, пытался совершить нападение на Соловецкий монастырь.

Поверье о превращении человека в камень ещё в древности бытовало у саамов. Они верили, что в камни-сеиды превращаются шаманы, уходя из жизни. Поэтому многие учёные связывают поклонение сейдам с культом предков.

Сейды, своей формой напоминающие животных, считались покровителями промыслов. К священным камням обращались с просьбами об удачной охоте, о богатом улове, хорошей погоде и т.п. Просьба подкреплялась жертвой, которую приносил глава семьи или шаман-«нойд». Охотники отдавали в жертву сейду ноги, крылья и голову добычи, рыболовы мазали его рыбьим жиром. Если сейд находился в труднодоступном месте, в качестве жертвоприношения туда забрасывали камень, смазанный оленьей кровью. Место, где стоял сейд, было священным. Женщины туда не допускались.

Большой загадкой до сих пор остаётся время создания сейдов. Рядом с ними не обнаружено никаких следов саамских жилищ или находок, позволяющих сделать хоть какие-то предположения. Неизвестно и то, как древним людям удавалось устанавливать огромные валуны на «ножки». Пожалуй, саамы и в самом деле могли заставить камни летать.

Свежий номер Архив номеров
Найти объявления
в газете "Вездеход"

Погода в районах Карелии