Все достопримечательности

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ В КАРЕЛИИ
Показать памятники любые рукотворные природные объекты
Поиск по названию:
Тип объекта: Тэги:
Время создания: Любое до н.э. I-XIX вв н.э. XX в наше время

Музей изобразительных искусств республики Карелия

Музей изобразительных искусств республики Карелия расположился в историческом центре Петрозаводска, в одном из немногих сохранившихся в городе зданий XVIII века на бывшей Соборной площади (пл. Кирова). С 1808 года здесь размещалась Олонецкая мужская гимназия, из стен которой вышло немало выдающихся людей, таких как поэт В.Г. Бенедиктов (1807-1873); В. А. Дашков (1819-1896), директор Московского Публичного и Румянцевского музеев; художник-передвижник В. Д. Поленов (1848-1927); крупнейший учёный-языковед Ф. Ф. Фортунатов (1848-1914). В честь В. Д. Поленова и Ф. Ф. Фортунатова на здании музея установлены мемориальные доски.

Гимназию несколько раз посещали августейшие особы. В 1819 г. здесь побывал Александр I, в 1858 г. — Александр II  , в 1863 г. — цесаревич Николай Александрович в сопровождении генерал-адьютанта графа С.Г. Строганова и художника А. П. Боголюбова.

 

В советское время в здании, сменяя друг друга, находились Публичная библиотека, Дворец пионеров и Училище культуры. Не удивительно, что именно в этом доме с богатой историей и славным прошлым в 1960 году решили открыть Музей изобразительных искусств. Однако формирование коллекций музея началось гораздо раньше.

 

В 1870 г. в Петрозаводске был основан Естественно-промышленный и иторико-этнографический музей, в собрании которого были и художественные коллекции. В 1903 году при Олонецкой епархии был образован музейный фонд (древлехранилище). Олонецкое епархиальное церковное древлехранилище стало первым в Карелии музеем с художественной коллекцией, основу которой составили иконы и церковная утварь, вывезенные из старообрядческих монастырей. В 1917 г. оно было преобразовано в Церковно-исторический музей, просуществовавший до 1920 года.

 

До 1960-х годов все имеющиеся в Петрозаводске коллекции (Олонецкого епархиального древлеранилища, народного прикладного искусства и иконописи, а также произведений, поступивших из государственного музейного фонда) находились в Государственном историко-краеведческом музее. Кроме того, музей хранил произведения, поступившие от частных коллекционеров, от карельских художников и народных мастеров. А поскольку в краеведческом музее не было даже художественного отдела, по мере возрастания количества экспонатов ситуация с их хранением и реставрацией становилась критической.

 

В послевоенный период коллекция икон музея пополнилась большим количеством икон (около одной тысячи), вывезенных финнами из Заонежья в годы войны, а позже возвращённых. Для их обследования главным Управлением Охраны памятников была направлена комиссия, которая установила, что иконы в музее находятся в недопустимых условиях. Коллекция икон была передана Управлению по делам строительства и архитектуры.

 

Решение о создании в Карелии музея изобразительных искусств было принято лишь в конце 1950-х годов. В 1960 году музей открыл свои двери для посетителей.

 

Музей изобразительных искусств республики Карелия обладает богейшим собранием живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, иконописи.          

 

Иконопись

Наиболее ценной является коллекция икон северного письма, насчитывающая около 2500 экспонатов. Почти все иконы были собраны на территории современной Карелии в течение более чем столетнего периода (начиная со второй половины XIX века). Самые древние экземпляры датируются XV — началом XIV века (новгородский период в истории Обонежья). На их примере можно проследить влияние иконописи Новгорода Великого на искусство Северной Руси. Уникальны по своей художественной выразительности такие памятники, как «Успение» из деревни Васильево, «Деисусный чин» из деревни Часовенская, «Святые Евстафий и Трифон» из деревни Пяльма, «Суббота всех святых» из деревни Пебозеро и многие другие.

 

Основную часть коллекции составляют иконы XVII – XVIII вв.. для которых характерно особенное богатство и разнообразие. Написанные мастерами из разных уголков Карелии, эти иконы отличаются подлинной уникальностью и неповторимостью. Многочисленные стилевые варианты местной иконописи этого периода получили общее название «северные письма».

 

Коллекцию иконописи дополняет небольшое собрание изделий из дерева — резных икон-барельефов XVII – XIX вв. и старообрядческих икон с изображением Голгофского креста, а также коллекция меднолитной пластики, связанной с культурой Выго-Лексинского общежительства. Церковное декоративно-прикладное искусство представлено фрагментами оформления иконостасов, расписными, резными и лепными киотами для икон.

 

Декоративно-прикладное искусство

Коллекция декоративно-прикладного искуства включает собрание костюма, вышивки, ткачества, резьбы и росписи по дереву, берестяную, медную и керамическую утварь, а также произведения современных народных мастеров. На основе материалов коллекции можно выявить черты, присущие декоративно-прикладному искусству коренных народов Карелии — карелов-ливвиков, карелов-людиков, северных карелов, вепсов и местного русского населения.

 

Значительную часть коллекции составляют резьба и роспись по дереву (прялки) и вышивка. Здесь можно увидеть различные типы орнаментов, характерных для карельской вышивки (геометрические, растительные, антропоморфные, зооморфные, орнитоморфные) и основные швы (двусторонний, строчевой, набор, крест, тамбур, в том числе тамбур по сетке). Большинство произведений датируются XIX – XX веками, но несут на себе отпечаток архаических традиций.

           

Русское искусство XVIII – начала XX вв

 

В фонде Музея изобразительных искусств в настоящее время хранится более 600 произведений живописи, графики и скульптуры, относящихся к данному периоду. Большая часть из них поступила в коллекцию музея в начале 1960-х годов из Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи и частных собраний. Здесь экспонируются полотна знаменитых русских художников: И. Шишкина, И. Левитана, В. Поленова, И. Айвазовского, Ф. Рокотова, К. Коровина, А. Мещерского, А. Боголюбова и др.

 

Заслуживают внимания произведения неизвестных русских мастеров второй половины XVIII века: «Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке», «Мужской портрет», «Портрет Великой княгини Марии Фёдоровны — жены Павла I»,  «Портрет Великой княгини Елизаветы Алексеевны в Царскосельском парке».

 

Также представляют интерес три  картины, написанные Марией Фёдоровной Романовой — супругой Александра III и матерью последнего русского императора.

 

Среди графических произведений, находящихся в фонде музея, следует отметить работы таких мастеров, как И. Репин, А. Ге, А. Бенуа, В Серов и др.

 

Отечественное искусство XX века

Коллекция отечественного искусства XX века, представленная в музее, насчитывает около четырёх тысяч произведений, многие из которых можно по праву считать шедеврами. Здесь находятся полотна известных русских художников: Петра Кончаловского, Александра Осьмёркина, Николая Ромадина, Владимира Стожарова. Эти картины неоднократно экспонировались на престижных выставках страны и за рубежом.

 

Основу коллекции отечественного искусства составили произведения Аркадия Рылова, Альфонса Жаба, Василия Мешкова и других художников, переданные в начале 1960 годов из Краеведческого музея. Позже фонд музея пополнился за счёт поступлений из запасников Министерства культуры СССР и РСФСР.

 

К началу 70-х годов определились основные направления комплектования коллекции:

- тема Русского Севера, Карелии в творчестве художников;

- искусство художников Ленинграда (Санкт-Петербурга);

- творчество мастеров 1920-30 годов;

- Эпос «Калевала» в произведениях художников.

 

Собранный к настоящему времени материал позволяет проследить ход развития отечественного искусства, выявить малоизвестные имена и уникальные явления. В музее представлено творчество художников 1920-1930-х годов, учеников крупнейшего представителя русского авангарда Павла Филонова: Михаила Цибасова, Татьяны Глебовой, Алисы Порет, Павла Конратьева.

 

Яркой страницей в истории отечественного искусства стало творчество ленинградских художников 1960-1980-х годов — Завена Аркашуни, Валерия Ватенина, Германа Егошина, Ярослава Крестовского, Виталия Тюленева, Бориса Шаманова и других представителей знаменитой группы «Одиннадцати».

 

В собрании отечественного искусства XX века почти половину работ составляют произведения мастеров из «северной столицы». Это не случайно, так как Петрозаводск и Санкт-Петербург связывают давние исторические и культурные традиции.

 

Скульптурный раздел насчитывает около 200 работ. В музее имеются произведения таких широко известных скульпторов, как Сергей Коненков, Сарра Лебедева, Борис Королёв, Беатриса Сандомирская, Марина Рыдзюнская, Моисей Вайнман, Илья Слоним, Олег Комов и др.

           

Искусство Карелии XX века

В коллекции изобразительного искусства Карелии XX века находится около трёх тысяч произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и театрально-декорационного искусства.

 

Здесь представлены работы многих ярких художников республики (С. Х. Юнтунена, Ф. Э. Ниеминена, Е. К.Пеховой, М. Ш. Юфа, Б. Н. Поморцева, В. С. Чекмасова, А. Трифонова, А. Морозова, Г. А. Стронка, Л. Ланкинена, Э. Акулова, Л. Давидяна и др.). Особую ценность для истории карельской культуры имеют произведения В. Н. Попова (1869 - 1945) и А. Андриянова (1888 — 1933)   -  основоположников профессионального изобразительного искусства Карелии.

 

Карело-финский эпос «Калевала» в творчестве карельских, российских и зарубежных художников

Эпос «Калевала» занимает в карельской культуре исключительное место и служит неиссякаемым источником вдохновения для художников. К настоящему времени в Музее изобразительных искусств собралась уникальная коллекция произведений на тему «Калевалы», насчитывающая около 700 экспонатов. В основном, это книжная и станковая графика художников Карелии, Санкт-Петербурга и Москвы (М. П. Цыбасов, А. И. Порет, Г. А. Стронк, М. М. Мечев, Т. Г. Юфа и др.)

 

В «калевальскую» коллекцию также входят эскизы витражей «Герои Калевалы» Э. А. Акулова и произведения театрального и декоративно-прикладного искусства (декорации А. А. Шелковникова к балету Г. Синисало «Сампо», эскизы кукол В. О. Полякова к спектаклю петрозаводского Театра кукол «Песнь о Сампо», мелкая пластика из бересты В. А. Костылёва, резные панно И. Г. Гашкова).

 

Зарубежное искусство

В собрании западноевропейского искусства Музея изобразительных искусств насчитывается около 300 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

Здесь экспонируется 50 работ мастеров голландской, венецианской, немецкой, французской, финской и других живописных школ XVI – XX веков. Наиболее ценными являются картины нидерландских художников XVI – XVII веков Михеля ван Кокси («Сусанна и старцы») и Яна ван дер Гейдена («Городская площадь»).

 

Среди скульптурных произведений наибольшую ценность имеет «Портрет Н. Н. Демидова» работы итальянского скульптора первой половины XIX века, запечатлевшего уральского горнопромышленника и мецената в классической манере. Николай Никитич Демидов (1773 — 1828 гг) был российским посланником во Флоренции и собрал огромные коллекции запвдноевропейского искуства. Кроме того, он жертвовал крупные суммы на поддержание художников и сохранение классичеких шедевров.

 

Значительное место в коллекции западноевропейского искусства занимает фарфор XVIII – XIX веков, в том числе двух ведущих фарфоровых центров Европы — Мейсена в Германии и Севра во Франции, а также Венской фарфоровой мануфактуры, Королевской фарфоровой мануфактуры в Берлине, Парижских фарфоровых мануфактур и др.

 

Музей изобразительных искусств Республики Карелия регулярно проводит выставки, мастер-классы, предлагает посетителям широкий спектр мультимедийных ресурсов. При музее существуют художественные студии для детей и взрослых. Каждое лето работает лагерь-студия «Мультфильмы про музей», где дети учатся самостоятельно создавать мультфильмы.

   

Свежий номер Архив номеров
Найти объявления
в газете "Вездеход"

Погода в районах Карелии