Все достопримечательности

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ В КАРЕЛИИ
Показать памятники любые рукотворные природные объекты
Поиск по названию:
Тип объекта: Тэги:
Время создания: Любое до н.э. I-XIX вв н.э. XX в наше время

Музей промышленной истории Петрозаводска

Музей промышленной истории Петрозаводска расположился на прежней территории Онежского тракторного завода. Это место в самом центре города в народе называют Ямкой. Здесь, по дну глубокой ложбины, протекает река Лососинка, некогда приводившая в действие механизмы заводов-предшественников ОТЗ - Петровского и Александровского.

История Музея промышленной истории начинается в 1838 году, когда при Александровском заводе был создан Горный музеум, где выставлялись образцы продукции предприятия. Когда в 1871 году в Петрозаводске открылся Олонецкий естественно-промышленный и историко-этнографический музей, основу его коллекции составили экспонаты Горного музеума.

Вновь заводской музей появился в городе в 1967 году. Музей истории Онежского тракторного завода разместился в Доме культуры ОТЗ на улице Гоголя. В 1990-е годы музей закрылся.

 

В июне 2003 года, к 300-летию Петрозаводска, музей ОТЗ был вновь открыт в здании бывшей заводской поликлиники на улице Калинина.

В 2009 году Онежский тракторный завод полностью переехал на вторую площадку на южной окраине города. Историческая территория, на которой располагался прежде Александровский завод, а позже ОТЗ, была выставлена на торги, и возникла угроза ликвидации музея. Однако фирма "Охта-групп", которая приобрела площадку, пообещала сохранить музей и на собственные средства провела его реконструкцию.

17 сентября 2011 года музей был открыт под новым названием - Музей промышленной истории Петрозаводска. Это единственный историко-технический музей в Карелии, рассказывающий о промышленных предприятиях города, начиная с основанного в XVIII веке Петровского пушечного завода.

 

В музее предствлены образцы продукции Петровского и Александровского заводов: пушки, ядра, художественное литьё, фрагмент первой в России железной дороги и др., а также действующие модели цехов.

Об истории современных заводов - ОТЗ и судостроительного завода "Авангард", расскажут макеты тракторов и судов, памятные знамёна и фотографии.

 

Онежский завод за годы своего существования неоднократно менял свой профиль. В  1920-е годы на предприятии сначала производился ремонт паровозов и железнодорожных вагонов, изготовливались запасные части для них, позже на заводе стали выпукать простейшие дорожные катки, передвижные буровые машины, механизмы для электростанций, механические колёсные лопаты, грейдеры и многое другое.

 

В 30-е годы Онежский завод выполнял заказ для Беломорско-Балтийского канала, занимался выпуском 200-сильных паровых машин и 50-сильных судовых двигателей, производил гребные винты. иллюминаторы и др. К концу 30-х годов в заводской продукции всё больше начинает преобладать лесное машиностроение. Здесь производились лесные плуги и бороны, кусторезы и канавокопатели, тракторные газогенераторы, переносные цепные пилы, передвижные электростанции на базе тракторов "ЧТЗ" и другую технику.

Во время Великой Отечественной войны Онежский завод был эвакуирован на Урал и перешёл на выпуск 122-милиметровых снарядов. После войны на заводе изготавливали различную продукцию: от станков для заточки пильных цепей до мотовозов и буксиров.

В январе 1956 года Онежский завод был передан Министерству тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. После реконструкции на предприятии стали выпускать трелёвочные дизельные лесные трактора и завод был переименован в Онежский тракторный (ОТЗ).

 

На заводе производились как серийные модели тракторов(ТДТ-55, ТДТ-40, ЛХТ-55, ТБ-1) и их модификации , так и экспериментальные машины. Одним из таких тракторов был выпущенный в 1960 году колёсный тягач Т-210 (двухосный трактор с обоими ведущими мостами, предназначавшийся для бестрелёвочной перевозки древесины с кроной по лесным и грунтовым дорогам). Другая интересная машина - гусеничный трактор-амфибия ТП-90, предназначенный для работ по провелению лесосплава. Трактор мог разрушать лёд на сплавных магистралях, сбрасывать в воду брёвна, разбирать заломы, буксировать плоты леса.

 

Другое крупное промышленное предприятие Петрозаводска - судостроительный завод "Авангард". Одним из важных видов продукции завода с конца 1940-х годов были малотоннажные рыболовецкие суда (рыболовные боты и сейнеры). В середине 50-х завод перешёл к выпуску судов значительно большего водоизмещения - сейнеров и грузовых теплоходов. В 1958 году предприятие начало производить пожарные катера. В 1963 г. приступили к постройке траулеров-рефрижераторов. Суда предназначались для лова рыбы тралом, обработки улова и доставки продукции в малосолёном и охлаждённом виде. С 1985 г. на заводе стали строить малые рыболовно-креветочные морозильно-рефрижераторные траулеры, а с 1987 года - суда для перевозки грузовых автомобилей.

 

Помимо гражданских судов, завод "Авангард" производил сборку и ремонт военных кораблей. Важнейшим видом продукции предприятия были минно-тральные корабли для Военно-морского флота СССР.    Сегодня завод "Авангард" прекратил своё существование. О его истории и продукции рассказывает экспозиция музея.

 

Отличительной особенностью Музея промышленной истории Петрозаводска являются интерактивные экспонаты, которые можно трогать руками: винтовой пресс, центробежный насос, системы блоков, редуктор и др. Например, можно на своём опыте убедиться, насколько системы блоков облечают подъём тяжестей или почувствовать себя рулевым корабля, побывав в настоящей корабельной рубке, где можно покрутить штурвал и позвонить в рынду.

 

В музее есть зал, где проводятся временные выставки, как на основе своих коллекций, так и совместно с действующими промышленными предприятиями Петрозаводска и других городов.

 

Адрес Музея промышленной истории Петрозаводска:

г. Петрозаводск, ул. Калинина, 1

Режм работы музея: 10.00 - 17.00, выходной - вторник

Вход в музей свободный

тел. 89214601051

Свежий номер Архив номеров
Найти объявления
в газете "Вездеход"

Погода в районах Карелии