Все достопримечательности

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ В КАРЕЛИИ
Показать памятники любые рукотворные природные объекты
Поиск по названию:
Тип объекта: Тэги:
Время создания: Любое до н.э. I-XIX вв н.э. XX в наше время

Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь

Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь – одна из самых северных православных обителей России. Она возникла в XV веке на островах холодного Белого моря, в 165 км от полярного круга. 

Соловецкий архипелаг лежит недалеко от западного беломорского побережья, в нескольких десятках километров от карельских городов Кемь и Беломорск. Он состоит из множества маленьких островов, среди которых выделяются шесть относительно крупных: Большой Соловецкий (246 кв. км), Анзерский (35 кв. км), Большая и Малая Муксалма (17 и 0,57 кв. км), Большой и Малый Заяцкие (1,25 и 1,02 кв. км).

Все острова отличаются сравнительно ровным рельефом с небольшими возвышенностями. Почвенный слой здесь невелик, но удивительно плодороден. Богатый растительный и животный мир архипелага привлекал людей ещё в глубокой древности.{spoiler title=Далее}

В послеледниковый период эти земли стали осваивать первобытные племена. Об этом говорят обнаруженные на Соловках и на близлежащем архипелаге Кузова неолитические сооружения – лабиринты, каменные насыпи и дольмены, которые ориентировочно относят ко II-I тыс. до н.э.

В XII веке на берега Белого моря пришли новгородцы. Постепенно здесь сформировался особый этнос – поморы. Они занимались морскими промыслами и солеварением. Вероятно, название Соловецких островов и произошло от слова «соль». Впоследствии добыча соли из морской воды стала одной из важных статей дохода появившегося здесь монастыря.

В 1429 году на Большом Соловецком острове поселились два монаха – Савватий и Герман. Через шесть лет Савватий умер, а к Герману присоединился Зосима – будущий устроитель Соловецкой обители.

Вскоре вокруг них собрались последователи, образовалась крепкая религиозно-хозяйственная община, приступившая к деятельному обустройству избранной земли. Монахи заготавливали лес на нужды монастыря, выращивали овощи, ловили рыбу, добывали соль и продавали её купцам.

Соловецкая обитель возникла на землях, принадлежащих Новгородской феодальной республике. Из Новгорода присылают на Соловки первых игуменов и грамоту на право владения островами. Новгородом были пожалованы монастырю первые земельные и морские промысловые угодья на материковом берегу.

В XVI веке, после подчинения Новгорода Московскому престолу, Соловецкий монастырь пользовался особым покровительством московских государей. Обитель получала щедрые дары от Иоанна Грозного: земельные угодья в Сумской волости (ныне - Беломорский район Карелии), колокола, драгоценную церковную утварь.

В 1547 году при Московском митрополите Макарии на Церковном Соборе были прославлены в лике святых преподобные Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы.

Вторая половина XVI века стала временем бурного развития монастыря. Под началом деятельного игумена Филиппа (Колычева) – будущего митрополита Московского - в монастыре началось каменное строительство. Был возведён храм в честь Успения Божией Матери с трапезной и Келарскими палатами, строились новые келейные корпуса, развивалось монастырское хозяйство. На Большом Соловецком острове проложили дороги, озёра соединили каналами, на острове Большая Муксалма завели ферму.

К 1566 г был построен главный храм обители – Спасо-Преображенский собор с приделом преподобных Зосимы и Савватия.

В конце XVI в. Соловецкий монастырь становится «великой государевой крепостью». Северные границы государства необходимо было оборонять от враждебно настроенной Швеции. В 1578 г. вокруг монастыря соорудили первую Соловецкую крепость – деревянный острог с башнями, и прислали девяносто пять стрельцов для её защиты.

В 1582-1596 гг. по приказу царя были возведены мощные крепостные стены из огромных валунов и каменные башни. Вёл строительство соловецкий старец Трифон (Кологривов). Этому зодчему принадлежат и другие сооружения: церковь Благовещения Пресвятой Богородицы над Святыми вратами, западное крыльцо, примыкающее к трапезной, галерея, соединяющая центральные храмы обители.

До середины XIX в. Соловецкая крепость не подвергалась нападениям иностранных войск, однако её неприступные стены на протяжении столетий служили гарантией неприкосновенности северных границ. Находившийся на содержании монастыря военный отряд не раз выступал на защиту материковых земель (в начале XVI в. монастырский гарнизон насчитывал около тысячи воинов).

К середине XVII в. Соловецкий монастырь достигает своего расцвета. Его политическое, экономическое и нравственное влияние растёт не только на Севере, но и во всём государстве. Тем более неожиданной для власти становится назревшая на Соловках смута, вызванная церковными реформами патриарха Никона (который сам был выходцем из Соловецкого монастыря). Соловецкая братия решительно выступила в защиту «старой веры». В наказание у монастыря были отняты все вотчины и промыслы, а на острова запретили доставлять деньги и припасы. В ответ на это монахи заперлись в стенах монастыря и заняли оборону. Для усмирения мятежников на остров направили многочисленный отряд стрельцов. Осада монастыря, получившая название «Соловецкое сидение», продолжалась с 1668 по 1676 гг. Посильную помощь осаждённым оказывало население материка. Несмотря на многие жертвы и начавшуюся цингу, покорить восставших удалось только благодаря предательству одного из монахов, под покровом ночи впустившего в монастырь стрельцов. Над не пожелавшими покаяться участниками мятежа жестоко расправились. Тех немногих, кому была сохранена жизнь, разослали в различные монастыри. Соловецкая обитель была разорена.

Начало нового этапа в жизни монастыря ознаменовалось посещением Соловков Петром I в 1694 и 1702 гг. По его указу к Соловецкой обители приписали несколько монастырей, включая Краснохолмскую пустынь в Подмосковье.

В 1765 г. монастырь становится ставропигиальным: из епархиального подчинения переходит в ведение святейшего Синода.

Примечательным событием в истории Соловецкой обители XIX века стала знаменитая оборона монастыря от нападения английской эскадры в 1854 г., в разгар Крымской войны. Соловецкая крепость была обстреляна двумя английскими фрегатами. Соловчане тоже не остались в долгу, дав ответные залпы. Однако благодаря мощным стенам монастыря и сложному фарватеру, который не позволил вражеским судам подойти близко к крепости, обошлось без жертв, лишь незначительно были повреждены некоторые здания.

В начале XX века монастырю принадлежали шесть скитов и три пустыни. На Соловках было 19 церквей и 30 часовен. При обители существовали: училище для детей поморов, Братское богословское училище, обширная библиотека, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, ботанический сад. Некоторое время здесь работала биостанция – первое научное учреждение на Беломорье.

Соловецкий монастырь ежегодно принимал до 15 тысяч паломников. Между островами и материком постоянно курсировали монастырские пароходы, перевозившие богомольцев.

Однако образ святой обители значительно омрачала располагавшаяся здесь с XVI века тюрьма, в тесных и тёмных камерах которой содержались политические и религиозные преступники. Примечательно то, что некоторые из них, пробыв в заключении десятки лет и получив свободу, добровольно решали остаться в монастыре.

Соловецкая тюрьма была упразднена лишь в 1903 г. Впрочем, ненадолго: уже в 1920 г. на островах расположился лагерь принудительных работ, в котором вместе с конвоем насчитывалось 350 человек. Это был один из первых исправительно-трудовых лагерей послереволюционной России. Монастырь к этому времени прекратил своё существование. Около 60 человек братии добровольно остались в лагере в качестве вольнонаёмных. Они работали «инструкторами» на бывших монастырских промыслах. Богослужения разрешалось совершать в кладбищенской церкви. В 1932 г. последних соловецких монахов выслали с архипелага, а богослужения запретили.

В 1923 г. в монастырских стенах был создан Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный в 1937 г. в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН). Трагический смысл, содержащийся в последней аббревиатуре, отражает те нечеловеческие условия, в которых содержались заключённые. Сотни служителей церкви, представителей аристократии и интеллигенции, солдат и офицеров Белой гвардии, раскулаченных крестьян и других политзаключённых были замучены в застенках Соловков или расстреляны без суда и следствия.

В списке соловецких заключенных мы находим историков В. П. Никольского, Н. П. Анциферова, В. В. Бахтина, М. О. Гордона, этнографов и краеведов Н. И. Виноградова, А. А. Евневича, П. К. Казаринова, поэтов и писателей Б. Н, Ширяева, Л. М. Могилянского, В. Камецкого, О. В. Волкова, художников О. Э. Браза, К. Н. Половцеву, профессора Московской консерватории Н. Я. Выгодского, крупнейшего исследователя древнерусской литературы Д. С. Лихачева, выдающегося философа, математика, химика, священника П. А. Флоренского.

В 1939 г. тюрьма на Соловках была расформирована. Тогда же на архипелаге был образован Соловецкий учебный отряд Северного флота, готовивший боцманов, рулевых, мотористов,  коков, радистов и др. Осенью 1942 г. на базе учебного отряда была создана школа юнг военно-морского флота (одним из её курсантов был 14-летний Валентин Пикуль, впоследствии прославившийся как писатель). Воспитанники Соловецкой школы юнг воевали на кораблях Северного, Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов. Более тысячи из них не вернулись с полей сражений.

На Большом Соловецком острове в 1944 г. образовался посёлок, который существует по сей день.

В 1960 годы возник интерес к истории и архитектуре архипелага. Начались исследовательские и реставрационные работы. В 1967 г. был организован Соловецкий историко-архитектурный и природный музей-заповедник. В 1992 г. архитектурный комплекс Соловков был включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 1990 г. в Соловецкой обители начала возрождаться монашеская жизнь. Возобновились богослужения – первоначально их совершали в домовой церкви, устроенной во втором этаже одного из корпусов. В Наместническом корпусе, разделяющем северный и центральный дворы монастырского комплекса, большая часть первого этажа была передана монастырю.

В 1992 г. наместником Соловецкого монастыря был назначен игумен (ныне архимандрит) Иосиф (Братищев).

В августе 1992 г. мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, были перенесены из Петербурга в

Соловецкую обитель. Торжества возглавлял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Продолжая древнюю соловецкую традицию, братия монастыря воздвигает Поклонные кресты. Первый из них был поставлен в 1992 г у Секирной горы, в память всех погибших узников Соловецкого лагеря. Поклонный крест в память пострадавших православных иерархов установили у подножия горы Голгофы на острове Анзер в 1994 г. Указом Святейшего Патриарха Алексия II с 2000 г. установлено празднование Собора новомучеников и исповедников Соловецких 10 (23) августа.{/spoiler}

Свежий номер Архив номеров
Найти объявления
в газете "Вездеход"

Погода в районах Карелии