Все достопримечательности

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ В КАРЕЛИИ
Показать памятники любые рукотворные природные объекты
Поиск по названию:
Тип объекта: Тэги:
Время создания: Любое до н.э. I-XIX вв н.э. XX в наше время

Шелтозеро

Шёлтозеро – старинное село, расположенное в Прионежском районе Карелии, в 84 км от Петрозаводска. Первое упоминание о Шёлтозере относятся к 1543 г. Здесь издавна проживают представители одного из малочисленных народов России – вепсов. С 1993 по 2005 гг. Шёлтозеро являлось центром Вепсской национальной волости.

В селе сохранились образцы вепсского деревянного зодчества, самый известный из них – дом Мелькина, в котором находится Шёлтозерский вепсский этнографический музей. Жители села хранят вековые традиции вепсов, их язык и культуру. В Шёлтозере регулярно проходят фольклорные праздники, выступает Вепсский национальный хор, гостей угощают традиционными блюдами вепсской кухни.

Вепсы – финно-угорский народ, на протяжении многих веков населявший район, расположенный между Ладожским и Онежским озёрами. По мнению учёных, вепсы являются потомками древнего племени весь, обладавшего богатой культурой. Считается, что первое письменное свидетельство об этом племени оставил остготский историк Иордан в VI в. В русских летописях весь упоминается с XI в. Именно в это время северные территории начали активно осваивать новгородцы.

В XII в. Карелия стала частью Новгородской феодальной республики. Славянское население проникало всё дальше на север, способствуя распространению православия среди языческих финно-угорских народов. Крестил карел и вепсов в 1227 г. новгородский князь Ярослав Всеволодович.

Православие прочно связало вепсов с русским народом. Постепенно происходил процесс ассимиляции, русский язык вошёл в быт карельского и вепсского населения. Однако до середины XX в. карельский и вепсский языки продолжали жить в народной среде, оставаясь для представителей коренных этносов средством повседневного общения. В первой половине XX в. предпринимались попытки разработать карельскую и вепсскую письменность и преподавать родные языки в школах Карелии. Однако после Великой Отечественной войны политика государства в отношении коренных народов Карелии изменилась. Деревни пустели, население переселялось в города, где основным языком общения был русский.

По данным переписи 2010 г., численность вепсов в Карелии составляет 3423 человека. Вместе с вепсами, проживающими в Ленинградской и Вологодской областях, этот народ насчитывает не более 6000 человек. Год от года количество людей, относящих себя к вепсской национальности, неумолимо сокращается. Меры по поддержанию вепсской культуры и языка, предпринимаемые с конца 80-х годов XX, не способны коренным образом изменить эту ситуацию.

Сегодня в трёх вепсских муниципальных поселениях – Шёлтозерском, Шокшинском и Рыборецком, вепсский язык изучают с 1-го по 11 класс все школьники независимо от национальности. Учителей вепсского языка готовят карельские вузы. Издаются учебники и художественная литература, выходят радио- и телепередачи на вепсском языке. Но исчезает главное – языковая среда, всё меньше становится коренных носителей вепсского языка.

Поэтому маленький островок вепсской культуры в селе Шёлтозеро кажется экзотикой даже жителям Карелии, не говоря уже о гостях из других регионов.

Всем гостям Шёлтозера гостеприимные хозяева предлагают национальное угощение – чай из самовара с вкусными пирожками-калитками. Калитки выпекают из пресного теста, из ржаной или пшеничной муки. Традиционно начинкой им служит картофельное пюре, пшённая или ячневая каша, толокно или творог. Однако туристов в наши дни часто угощают калитками с рыбой, видимо, желая сделать блюдо «два в одном» (рыба также является излюбленным кушаньем вепсов и карелов).

Отведав калиток, можно познакомиться с экспозицией Шёлтозерского вепсского этнографического музея. Он был основан в 1967 г. краеведом Рюриком Лониным, вепсом по национальности. Располагается музей в большом двухэтажном деревянном доме с мансардой, богато украшенном резьбой. Этот дом был построен в начале XIX века и принадлежал зажиточному крестьянину Мелькину. В настоящее время в фондах музея насчитывается свыше 7000 предметов, собранных в вепсских деревнях Карелии и Ленинградской области.

Музейная экспозиция знакомит с бытом и культурой вепсов, с интерьером крестьянской избы конца XIX – начала XX вв., с изделиями прикладного искусства, в том числе образцами вепсской вышивки и ткачества.

Вепсский национальных хор, в состав которого входят участники в возрасте от 20 до 70 лет, исполняет народные песни как на вепсском, так и на русском языке. Выступления коллектива дают возможность познакомиться и с вепсским национальным костюмом. Наиболее богато и празднично украшен наряд незамужней девушки, атрибутами которого являются шапочка с речным жемчугом и фартук, вышитый золотой нитью. Для костюма пожилых женщин характерно наличие большого количества колокольчиков-оберегов. Считалось, что мелодичные звуки прогоняют нечистую силу.

Во время выступлений участники хора не только поют песни, но и танцуют, разыгрывают сценки из деревенской жизни, различные обряды, а также дают возможность зрителям самим поучаствовать в празднике и научиться вепсским танцам.

Ежегодно в Шёлтозере проходит региональный праздник вепсской культуры «Древо жизни» (по вепсски – «Elonpu»). Elonpu – древний символ связи между прошлым, настоящим и будущим. Праздник «Древо жизни» появился в конце 80-х годов прошлого века и первоначально посвящался памяти Василия Кононова, основателя вепсского народного хора и одного из первых руководителей ансамбля «Кантеле». Идея праздника принадлежала Виоле Мальми – продолжательнице дела В. Кононова, известной собирательнице карельского фольклора.

Неподалёку от Шёлтозера находятся ещё два вепсских села – Шокша и Рыбрека. В 5 км от Шокши расположено единственное в мире месторождение малинового кварцита. Этот уникальный камень использовался в отделке Инженерного замка и Казанского собора в Санкт-Петербурге, Мавзолея Ленина, Могилы Неизвестного Солдата и Храма Христа Спасителя в Москве, гробницы Наполеона в Париже и др.

Рядом с Рыбрекой, на Ропручейском месторождении, добывают другой камень – габбро-диабаз. Из рыборецкого габбро-диабаза сделана брусчатка Красной площади в Москве.

Свежий номер Архив номеров
Найти объявления
в газете "Вездеход"

Погода в районах Карелии