Все достопримечательности

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ В КАРЕЛИИ
Показать памятники любые рукотворные природные объекты
Поиск по названию:
Тип объекта: Тэги:
Время создания: Любое до н.э. I-XIX вв н.э. XX в наше время

Церкви – памятники деревянного зодчества Карелии

В лесном краю, дерево испокон веку было главным строительным материалом. Из дерева возводились крестьянские избы и княжеские терема, хозяйственные постройки и могучие крепости. С приходом на Русь христианства в X веке повсеместно стали вырастать деревянные церкви и часовни.

Однако дерево – не слишком долговечный материал. Атмосферные осадки, зимние морозы и летняя жара, войны, междоусобицы и пожары привели к тому, что в центральной части России к настоящему времени почти не осталось храмов, построенных из дерева. В XIX веке оставшиеся ветхие деревянные церкви заменили каменными.

Однако на севере России и, в частности, в Карелии, сложились лучшие условия для возникновения и сохранения памятников деревянного зодчества. Во времена владычества Новгорода (XI-XV вв.) по территории края проходили оживлённые торговые пути, велась активная хозяйственная деятельность. На берегах Онежского озера и Белого моря осело русское население, исповедующее православие, и начали возводиться церкви и часовни. После крещения в начале XIII века карелов и вепсов, количество храмов на карельской земле увеличилось, стали появляться монастыри и скиты. Многонациональность карельского народа, взаимное влияние карельской, вепсской, русской и финской культур нашли своё отражение в самобытности и уникальности памятников деревянного зодчества Карелии. В то же время преемственность традиций, восходящих к Киевской Руси, сохранялась в первозданной чистоте. Относительно мягкий климат, без резких колебаний температуры и влажности воздуха, бескрайние дремучие леса, бесчисленные озёра, реки и болота, укрывающие от вражеских нашествий, частые дожди, оберегающие от пожаров – всё это способствовало сохранности деревянных построек на протяжении десятков и сотен лет.

Самым древним храмом Карелии, дошедшим до наших дней, считается церковь Воскрешения Лазаря (XIV в.) из Муромского монастыря, которая в настоящее время находится в экспозиции музея-заповедника «Кижи». Большинство же сохранившихся памятников деревянного зодчества относится к XVII-XIX вв.

Строительство храмов на Русском Севере было делом поистине всенародным. «Храм служил объединяющим центром для разбросанных вокруг него селений, потому что был… местом совершения не только религиозных, но и всякого рода правительственных актов и гражданских сделок». (М. Богословский). Церковь, как правило, возводили в главном селении так называемого «погоста» – административного округа, объединяющего группу деревень. В строительстве храма принимали участие все члены крестьянской общины.

Именно в храмах ярче всего проявились лучшие стороны народной архитектуры – монументальность, чувство линии и пропорции, щедрость декоративного убранства.

Древнейшим и самым простым типом храма на Руси являлась «клетская» церковь. Основой такого сооружения была квадратная клеть (сруб), к которой с запада пристраивались (прирубались) сени, а с востока – алтарная часть. Клеть перекрывалась двускатной кровлей и увенчивалась главкой. Как пример сооружения такого типа можно привести ту же церковь Воскрешения Лазаря в Кижах. Такие маленькие скромные церквушки в народе называли «амбаронками» (от слова «амбар»), за их незамысловатость.

В XVI-XVII вв. произошёл переход от клетского типа культовых сооружений к шатровому зодчеству. Шатровая церковь стала ведущим типом храма на Русском Севере. Успенская церковь в Кондопоге, построенная в конце  XVIII века, когда деревянное зодчество уже уходило в прошлое, является наиболее совершенным примером такого типа построек.

Шатёр представляет собой суживающуюся кверху четырёх-, шести- или восьмигранную пирамиду. Основой такого шатра является бревенчатый сруб, рубленный «в лапу», т. е. «без остатка» и опирающийся на нижние концы слегка выгнутого повала. Завершением шатра служила главка – луковка, стоящая на небольшом барабане и покрытая осиновой «черепицей» – лемехом.

Наряду с обычными шатровыми храмами получили распространение «крещатые» здания – имеющие в плане форму креста. Со временем появились ярусные композиции, позволяющие достигать большей высотности. Вершиной развития архитектурных форм в народном зодчестве стала многоглавая Преображенская церковь в Кижах (сооружение крещатой и ярусной форм одновременно).

Внутреннее убранство деревянных церквей было достаточно скромным. Главным украшением храма являлся иконостас, обычно состоящий из нескольких ярусов, а также «небо» - так называли пирамидальный потолок, своеобразный внутренний шатёр. Его конструктивной основой служит жёсткий каркас, состоящий из радиально направленных наклонных балок, собранных в центре вокруг прочного замкового кольца. Треугольные просветы между ними заполнялись треугольными щитами-иконами. Балки украшались росписью. В сохранившихся до наших дней старинных храмах «небеса», как правило, отсутствуют. Ещё в советское время они были демонтированы и, в лучшем случае, отправлены в музеи. Та же участь постигла и старинные иконы. Однако не меньшее впечатление производит строгая эпическая красота интерьеров древних церквей - массивные дверные косяки, широкие плахи пола, венцы из мощных брёвен, маленькие оконца, едва пропускающие свет.

Так как церковь служила объединяющим центром крестьянской общины, где решались многие мирские дела, большое внимание уделялось сооружению трапезных. Трапезные были центром общественной жизни. Здесь обнародовались царские указы, проходили судебные заседания, совершались сделки и разбирались конфликты. Поэтому трапезные делались просторными и оборудовались лавками вдоль стен.

 

Рядом с церковью обычно возводилась шатровая колокольня. Также существовали храмы со встроенной колокольней. Колокольный звон играл огромную роль в жизни наших предков. Церковные колокола созывали на молитву, благовестили в праздники, оповещали о войнах и пожарах, провожали в последний путь. Колокольни по-прежнему можно увидеть в некоторых карельских деревнях и сёлах. Бывает, что и церкви уже нет, а колокольня всё так же возвышается, словно памятник исчезнувшему храму.

Старинные деревянные церкви, стоящие в разных уголках Карелии, придают ещё большее очарование нашему северному краю. Это не просто памятники истории и архитектуры, это живое воплощение души народа Карелии. Поэтому особенно важно постараться как можно дольше сохранить для потомков эти хрупкие отголоски безвозвратно ушедших времён.

Старинные деревянные церкви Карелии

Преображенская церковь (1714 г.) – Кижи
Покровская церковь (1764 г.) – Кижи
Церковь Воскрешения Лазаря (XIV в.) – Кижи
Успенская церковь (1774 г.) – Кондопога
Успенский собор (1717 г.) – Кемь
Церковь Фрола и Лавра (1613 г.) – д. Мегрега
Церковь Петра и Павла (1696 г.) – с. Вирма
Церковь Святителя Николая (1605 г.) – Беломорский р-н, остров Троица
Успенская церковь (1720 г.) – с. Космозеро

Свежий номер Архив номеров
Найти объявления
в газете "Вездеход"

Погода в районах Карелии