Все достопримечательности

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ В КАРЕЛИИ
Показать памятники любые рукотворные природные объекты
Поиск по названию:
Тип объекта: Тэги:
Время создания: Любое до н.э. I-XIX вв н.э. XX в наше время

Традиционная карельская изба

Жителям Карелии лес испокон веку давал всё необходимое для жизни – пищу, кров и укрытие от врагов. Из леса крестьяне рубили избы и храмы, строили города, мастерили различную утварь.

Плотницким искусством в той или иной степени владел каждый карельский крестьянин. Но строительство дома было целой наукой, поэтому справиться с этой задачей мог лишь умелый опытный плотник.

 

Сначала нужно было заготовить лес. Далеко не всякое дерево годилось на стройку. В основном, дома возводили из крупной смолистой сосны, которую заготавливали зимой. Рубли только топором. Пилой не пользовались вовсе, так как пиление разрушает структуру дерева. При рубке топором древесные поры закрываются, и смола не выходит наружу. Так древесина гораздо дольше сохраняется.

 

Лес валили, сплавляли по рекам и озёрам, очищали стволы от сучьев и коры, обтёсывали брёвна. После этого вязали венцы сруба. Углы рубили таким образом, что концы брёвен оставались снаружи («в обло» или «в чашу»). Практически все операции выполняли с помощью топора – делали пазы, врубки, потайные зубья. Брёвна необходимо было настолько плотно притесать друг к другу, чтобы между ними не могло войти даже лезвие ножа. Гвоздями прежде не пользовались, поскольку дерево вокруг металла разрушается.

 

Изба обычно служила трём-четырём поколениям, а потом ставили новую. Поэтому до нашего времени дошли, в основном, дома и хозяйственные постройки, возведённые в XIX – начале XX вв.

 

В Карелии деревни стояли по берегам озёр и рек. Вся жизнь крестьянина-рыбака была связана с водоёмами. Они служили и надёжным источником пропитания, и удобными водными путями. Все дома в карельской деревне были обращены на озеро или реку - на «весёлое», отрадное место. Сзади к самым огородам подступал густой лес. Позже, с появлением дорог, дома в деревнях стали строить обращёнными на дорогу.

 

Деревни были небольшими – от одного до пяти-семи дворов. Десять-пятнадцать дворов – уже считалось большое село. Почти в каждой деревне стояла часовня (или одна на две соседние деревни). Церкви были только в крупных сёлах - как правило, административных центрах.

 

Избы строили добротные. Рядом с каждым домом находились хозяйственные постройки – амбары, риги, сараи. У самой воды ставили баньки.

 

Для русского Севера, и для Карелии в том числе, были характерны так называемые дома-комплексы. В них под одной крышей располагались жилые и хозяйственные помещения – хлева, кладовые, сеновал. Архитектурный тип дома-комплекса окончательно сформировался в XVII-XVIII вв. Такой дом лучше сохранял тепло (в том числе и за счёт находившихся в хлеву животных). Кроме того, хозяевам в мороз и непогоду реже приходилось выходить на улицу – все хозяйственные дела можно было справить прямо в доме.

 

Дома-комплексы имели различную планировку, но в Карелии наибольшее распространение получили три типа: «брус», «кошель» и «глаголь». В доме типа «брус» хозяйственная часть располагается за жилой, на одной оси с ней, а в доме типа «кошель» пристраивается сбоку. От этого зависит и композиция дома: «брус» вытянут в длину и покрыт симметричной двускатной кровлей, а «кошель» почти квадратный в плане, с асимметричной крышей. «Глаголь» - промежуточная форма между «брусом» и «кошелём». В нем хозяйственная часть расположена и сбоку, и позади жилья. В плане дома этого типа напоминают букву «Г».

 

Дома типа «кошель» были особенно распространены в Заонежье. Жилая часть такого дома была двухэтажной. Она состояла из одной или нескольких «изб» (комнат), сеней и подклетов. Подклетом называется нижний этаж дома. Обычно он имел хозяйственное назначение, а, кроме того, выполнял роль воздушного «буфера» между землёй и верхним этажом, защищая от холода. В 
нижнем этаже размещались мастерские, где изготавливали все необходимые в 
быту предметы: посуду, бочки и кадушки, мебель, телеги, сани и даже 
лодки.

 

На чердаке, куда ведёт лесенка из верхних сеней, располагается комната – «светёлка». Из нижних и верхних сеней можно попасть в хозяйственную часть дома, которая по площади вдвое больше жилой. Она также состоит из двух этажей: внизу находится хлев, наверху – сарай для хранения сена (поветь). С улицы на поветь ведёт наклонный помост из брёвен – «ввоз», по которому въезжали даже на запряжённых в телегу лошадях. Такие «ввозы» - одна из самых характерных черт северных домов-комплексов. Другая их конструктивная особенность заключается в том, что всю верхнюю часть сруба над хлевами несут на себе мощные, врытые в землю столбы. Так делали для того, чтобы сгнившие клети хлевов можно было разобрать и заменить новыми, не разбирая всего сруба.

 

Дома-«кошели» были очень большими по площади. Например, площадь дома Ошевневых в Кижах 184 кв. м. Это было обусловлено жизненной необходимостью, поскольку крестьяне жили огромными патриархальными семьями, состоящими из нескольких поколений. В одном доме могло проживать по двадцать-тридцать человек. Только так, сообща, можно было выжить в суровых условиях Севера, обеспечить себя пропитанием в течение всего года.

 

Снаружи северный крестьянский дом выглядит мощным монолитом. Приземистые формы, сложенные из брёвен стены, небольшие окна. Декоративное убранство его было достаточно скромным, нарядно украшали только фасад. В Заонежье дома в обязательном порядке оснащали балконом-гульбищем. Он со всех сторон опоясывал жилую часть дома. Изначально гульбище предназначалось для того, чтобы закрывать ставни. Но к XIX веку ставни уже превратились в элемент декора, а в некоторых домах и совсем исчезли. Однако гульбище сохранилось как украшение фасада. На большинстве домов оно трансформировалось в небольшой балкончик на фронтонном завершении стены. Помимо декоративной роли, он выполнял и утилитарную функцию – там развешивали вялиться рыбу и мясо.

 

Наиболее характерным элементом убранства карельских домов были резные причелины, обрамляющие фронтонные свесы кровли. Причелина называется так потому, что располагается «при челе», украшает лицо дома. Причелины покрывались многослойной резьбой, состоящей из разнообразных геометрических орнаментов. Они служили не только для красоты, но и для пользы, предохраняя дом от проникновения влаги. Особенно декоративны концы причелин – полотенца и ветреницы, свисающие с конька кровли. В украшающих их орнаментах преобладает мотив круга, в который вписан древний солярный знак – крест с прямыми или S-образными перекладинами. В этом проявились языческие традиции – культ Солнца, существовавший на Севере.

 

Внутреннее убранство карельского дома имело общую основу с интерьером севернорусской избы, но сохраняло национальные прибалтийско-финские черты. Главным отличием была ориентация печного устья к входной двери. Существовали и другие особенности в расположении предметов обстановки.

Русская печь располагалась слева или справа от входа. Угол по диагонали от печи назывался suuričuppu – большой угол, ближний угол к двери - uuksičuppu дверной; третий угол именовался задним – peräčuppu. Сбоку у печи располагался большой деревянный ящик с люком («каржина» или «рундук»), из которого спускалась лестница в подполье. Над ним на двух опорах – узкая доска для залезания на печку. Спали на домотканом половике, которым была застлана поверхность печи. Тут же лежали подушки и домотканое одеяло. Полатей не было.

 

По другую (противоположную печи) сторону от входной двери висел рукомойник, под ним стояла деревянная лохань. Рядом с рукомойником на стене подвешивалась полка–посудник, предназначенная для хранения глиняных горшков.

От припечной доски расходились полки, каждая из которых имела свое специальное назначение. На полке, идущей параллельно боковой стене, стояли чистая квашня для теста, кужонки (маленькие берестяные корзины без ручек) с крупами и мукой, низкие щепные и лубяные корзины для пирогов и калиток, кадушечки и горшки с молоком. На полку, которая шла параллельно стене со входной дверью, клали шапки и рукавицы, сюда же складывали опрокинутую вверх дном чистую посуду.

 

Вдоль боковой и фасадных стен были установлены лавки, над ними под потолком – полки. Полки и лавки сходились в большом углу, который считался «мужским». Здесь на полках хранился охотничий припас и приспособления для вязания сетей, а под лавкой - ящик с сапожным инструментом.

 

Большой угол был главным в доме, здесь размещали образа (иконы). Перед иконой подвешивалась лампадка. Образ обрамляли занавесками, которые в случае необходимости можно было задёрнуть.

Задний угол был женским. Здесь в деревянном бочонке или в кужонке лежали нитки и клубки шерсти, в корзине – карды (щетки для чесания шерсти) и непряденая шерсть.

 

У среднего окна стоял стол с двумя скамейками по бокам. Такое расположение стола было характерно для карелов, в отличие от русских Севера, которые ставили стол в большом углу.

В заднем углу напротив боковой стенки печи стояла кровать. В южной Карелии она застилалась полосатым шерстяным одеялом, из-под которого был виден край вышитого, тканого или кружевного подзора. Рядом с кроватью подвешивалась люлька. Карельские люльки чаще всего изготавливались из луба и имели овальную форму. На период Великого поста в заднем углу устанавливали ткацкий станок.

 

В XIX и даже в начале XX века в Карелии ещё существовало немало изб, которые отапливались по-чёрному. Русская печь в таких домах не имела трубы: дым выходил из печного устья в помещение, поднимался к потолку и отводился наружу сквозь дощатую трубу-дымницу. В потолке прямо над печью располагалось квадратное отверстие с дверкой.

Такой способ отопления имел свои преимущества: печь, топившаяся «по-черному», была экономичнее, а сама изба – теплее. Также это служило профилактикой появления жучка-древоточца и других паразитов (по аналогии с копчением). Людей, находившихся в доме, дым не беспокоил, поскольку собирался под потолком, тем более что топка печей как правило производилась с утра, пока домашние спали. Копоть также не скапливалась, так как хозяйки каждую субботу тщательно мыли не только полы, но и стены до того уровня, где стоял дым во время топки печи. Дважды в год, на Рождество и на Пасху, устраивали «большое избомытье» – скоблили и мыли не только стены и полы, но и потолки.

Свежий номер Архив номеров
Найти объявления
в газете "Вездеход"

Погода в районах Карелии