Все достопримечательности

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ В КАРЕЛИИ
Показать памятники любые рукотворные природные объекты
Поиск по названию:
Тип объекта: Тэги:
Время создания: Любое до н.э. I-XIX вв н.э. XX в наше время

Село Шуньга и Шуньгские ярмарки

Заонежское село Шуньга – одно из древнейших карельских поселений. Первое упоминание о шуньгских крестьянах встречается в Чёлмужской «обводной», датируемой 1 июля 1375 г., а первое подробное описание Шуньгского погоста - в писцовой книге 1496 года.

Село Шуньга находится на Заонежском полуострове в северной части Онежского озера. Село расположено на острове в Путкозере – одном из самых больших и красивых озер в Заонежье. Оно растянулось на 21 км с северо-запада на юго-восток, в некоторых местах достигает ширины более 2 км и глубины 43 м. На остров, к селу, с обеих сторон переброшены мосты.

 

Живописные окрестности села Шуньга всегда приводили в восторг путешественников. Скалистые берега озера, поросшие хвойным лесом и можжевельником, многочисленные острова, богатые заонежские деревни с высокими рублеными домами, украшенными резьбой и росписью, деревянными церквами и часовнями.

 

Село было большим и зажиточным, как и большинство заонежских селений. Мягкий озёрный климат и почва, обогащённая выходящим на поверхность шунгитом, способствовали развитию земледелия. Здесь выращивали рожь, овёс, ячмень, в меньших количествах – пшеницу, местный сорт гречихи и горох. В огородах сажали картофель, лук, морковь, свеклу, репу, брюкву, капусту «шуньгского» сорта, кочаны которой достигали веса 6-6,5 кг. Некоторые крестьяне выращивали также лён, коноплю, огурцы и цикорий. Домашний скот (коров, овец, лошадей), а также кур держали почти в каждой семье, однако целенаправленно животноводством здесь не занимались. В Заонежье процветали различные ремёсла: плотницкое, кузнечное, ткацкое и др. На всю Россию, и даже за её пределами, славились изделия заонежских вышивальщиц, столяров и бондарей.

 

Процветание Шуньги объясняется ещё и тем, что село лежало на главной сухопутной дороге средневекового Севера, связывающем Белое море и Онежское озеро с Новгородом. Сначала в Шуньге сформировался складской пункт, затем торг, который перерос в знаменитые Шуньгские ярмарки. Известно, что уже в XV – XVI вв. новгородцы вели здесь торг с поморами. Первые упоминания о Шуньгских ярмарках встречаются в документах 1644 года.

 

Ярмарка в селе Шуньга стала одной из крупнейших в России по объёму продаж, уступая только знаменитой Нижегородской. Бойкая торговля велась здесь, в основном, в зимнее время. С 6 по 18 января проходила Богоявленская (Крещенская) ярмарка - самая богатая; с 25 марта по 2 апреля – Благовещенская; с 6 по 12 декабря – Никольская; Сборная – в течение недели с первого воскресенья Великого поста. В мае проходили ещё две небольшие ярмарки с загадочными названиями «Никола-отец» и «Никола-сын» (известно, что святой Николай, епископ Мирликийский, был бездетен).

 

На ярмарку в Шуньгу приезжали купцы, рыбопромышленники и торговые крестьяне со всей Карелии - из Колы, Коми, Олонца, Повенца, Пудожа, Петрозаводска, Сумского Посада, Нюхчи, Ухты, Ругозера, Ребол, Сямозера. На Богоявленской и Благовещенской ярмарках торговали, в основном, оптом – пушниной, рыбой, дичью и кожей. На Сборной ярмарке главным товаром были лошади. С 1909 года, благодаря организованным земством «пунктам вспомоществования ручного труда», на ярмарках стали активно предлагать свои изделия ремесленники из Заонежья. Местное население закупало в Шуньге съестные припасы и бакалею.

 

В XIX веке в Шуньге был построен большой деревянный Гостиный двор с 65 лавками для различных товаров: «Красного панского, суровского, игольного и мелочного, кожевенного, чая, сахара, деревянной, стеклянной и каменной посуды». В Гостином дворе держали и большую часть пеньки и льна. На площади и на главной улице погоста были устроены балаганы и шалаши, в которых помещалась бакалея, мёд, нитки, сыромятные кожи, скобяной товар, изделия из меди, баранки, часть пеньки и льна. Пушной товар хранился на квартирах. На площади и на озере в розницу торговали рыбой и дичью. Повсюду стояли возы и сундуки с рыбой, дичью, маслом, кожами и оленьей шерстью. Контрабандные кофе и чай из Финляндии складировали в северных деревнях: Порожке, Куднаволоке и других.

 

Примечание: Ввоз кофе «мимо таможни» и сегодня является в Карелии доходным промыслом. При цене полукилограммовой пачки «Культа Катрин» в магазине 450 руб., у «контрабандистов» она обычно стоит 200-250.

 

В Шуньге работали три трактира. Два из них предлагали холодные закуски, чай, кофе, водку и вино. Один трактир был с кухней, там можно было получить горячий обед. Этот трактир содержал Василий Дмитриевич Щепин и вот как описывает его Б. Гущин: «Дом у него особый, под трактир, деланный, без сарая, с ёлочкой над крыльцом. (Ёлочку в деревнях ставили в домах, где есть трактир). Первый этаж – кухня и общий зал, битком набитый обедающими и выпивающими. На втором этаже было почище, потише. Люди сидели без верхней одежды. Помещение можно назвать и избой: икона с лампадкой, мощные лавки. Но стол не один, а несколько. Стулья. Печь – голландка. Помещение казалось просторным. В соседней комнате за занавеской – портьерой слышались удары бильярдных шаров. В одном из углов – стойка с бочонком, на котором висели «крючки» (мерка для спиртного, похожая на турку для варки кофе). Самовар. Блюдо с кренделями, пряниками, печеньем, колотым сахаром. Полки, уставленные с разноцветными полуштофами с различными наливками и настойками. Похоже, что здесь, на втором этаже, кабацкий ром «крючками» никогда не мерялся, в солидных компаниях для этикету ставился обычно полуштоф, какой покрасивее…»

 

Местные жители пускали купцов к себе на постой, и многие безбедно жили весь год за счёт доходов от постояльцев. Крестьяне во время ярмарок подряжались на различные работы: чистку прорубей, охрану возов, погрузку товаров и др.

На время проведения ярмарки губернатор назначал Временного коменданта, осуществлявшего административное руководство. В 1885 году таковым был князь Мещерский. На ярмарке постоянно присутствовали судебный следователь, становой пристав, мировой посредник. За состоянием съестных припасов наблюдал повенецкий уездный врач.

 

 

Элементарные противопожарные меры на ярмарках также соблюдались (запрещено было использовать в торговых помещениях открытый огонь и курить). Но ни пожарной команды, ни пожарного инструмента на Шуньгских ярмарках не было вплоть до 1916 года, когда пожар уничтожил почти всё село.

Примечательно, что ярмарочная торговля не облагалась пошлинами. Торговцы платили только небольшую сумму за ярмарочный билет, место в Гостином дворе и караул. Эти доходы шли в пользу Шуньгской церкви и крестьянского общества.

 

На ярмарке в Шуньге порой собиралось до 7000 человек разного звания и национальности, включая местное население. Кроме торговцев и благопристойных обывателей, сюда устремлялись и лица, промышлявшие различными незаконными и предосудительными занятиями - шулера, воры, проститутки и прочие.

 

Как и полагается на ярмарках, народ не только занимался куплей-продажей, но и веселился. Здесь можно было посмотреть цирковое представление, прокатиться на карусели и на оленьих нартах. Были и экстремальные развлечения, такие, как гонки на лошадях по озеру. Для этого на озере заранее специально намораживали лёд. По несколько десятков празднично украшенных упряжек соревновались друг с другом. Победитель награждался призом.

На ярмарки приезжало множество музыкантов. Народ пел, плясал под гармошку. Парни и девушки катались в расписных санях, танцевали кадриль, играли в различные игры.

 

После пожара 1916 года, уничтожившего Шуньгу, ярмарки прекратились. Однако в 1920-х годах Шуньгская ярмарка была возобновлена на основе «смычки города и деревни». С 1930-х гг. ярмарки в Шуньге прекратили своё существование.

Только в начале 2000 годов по инициативе отдела культуры Медвежьегорского района, было решено возродить знаменитые Шуньгские ярмарки. Теперь ярмарки здесь проходят летом раз в два года.

 

Современная Шуньгская ярмарка – это, прежде всего, праздник народных умельцев. Какие только изделия не предлагают местные мастера: домотканые половички, берестяную посуду, пряжу ручной выделки, кружево, вышивку, картины, резьбу по дереву, игрушки и многое другое. На ярмарку в Шуньгу приезжают гости, покупатели и продавцы из Петрозаводска, Медвежьегорска, Кондопоги, Пудожа, Падан, Чалны, Великой Губы, Толвуи и других поселений. Фольклорные коллективы развлекают публику песнями и танцами. Детям и взрослым предлагается развлекательная программа с играми, угощение и спортивные мероприятия.

Свежий номер Архив номеров
Найти объявления
в газете "Вездеход"

Погода в районах Карелии