Все достопримечательности

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ В КАРЕЛИИ
Показать памятники любые рукотворные природные объекты
Поиск по названию:
Тип объекта: Тэги:
Время создания: Любое до н.э. I-XIX вв н.э. XX в наше время

Валаамский монастырь

В суровом и прекрасном краю, среди необъятного простора Ладоги, находится «дивный остров» Валаам с его Спасо-Преображенским монастырём, названным «русским Афоном». 

Валаам стал первым оплотом христианства на севере Руси. «Только Киев по плечу Валааму», - так ёмко и образно выразился поэт Константин Случевский, имея в виду тысячелетнюю православную историю этого ладожского архипелага.
«Раем на земле» нередко называют скалистые, покрытые лесом Валаамские острова. Здесь царит удивительная гармония, а природа щедро одаривает человека всем необходимым для жизни. 

Название «Валаам» обычно переводят с финского как «высокая земля», «земля света» или «земля клятвы». Постепенно финский топоним трансформировался по созвучию с именем библейского прорицателя Валаама. Некоторые полагают, что название происходит от имени языческого бога Ваала (Велеса).
В давние времена на Валааме обитали финно-угорские племена. Здесь были устроены языческие жертвенники. Как гласит монастырское предание, первый из учеников Христовых – Св. Апостол Андрей Первозванный, просвещая скифов и славян, дошёл до Новгорода, а оттуда отправился на Валаам. Он разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест, предрекая великое будущее острова.
Основателями православной обители на Валааме были святые преподобные Сергий и Герман, Валаамские и всей России чудотворцы. Известно о них очень немного, письменное житие их не сохранилось. Предание говорит, что пришли они «от восточных стран», предположительно, из Греции. По другим источникам, преп. Герман был местным жителем, карелом.
Точно неизвестно и время основания монастыря на Валааме. Одни историки полагают, что православная обитель возникла здесь в X-XI веке, другие – в XIV. Церковная же традиция связывает время возникновения Валаамского монастыря с крещением Руси. Именно тогда пришли в русские земли из Византии первые православные епископы и множество монахов-миссионеров. Есть даже мнение, что Валаамский монастырь стал самой первой православной обителью на Руси. Об этом свидетельствует житие преподобного Авраамия Ростовского, который принял крещение на Валааме в 960 г., а в 989 г., когда князь Владимир ещё только крестил в Днепре киевлян, ушёл из Валаамского монастыря и уединился на озере Неро в Ростовской земле. 
Первоначально на Валааме был основан Троицкий монастырь. И располагался он не на самом острове Валаам (самом большом в архипелаге), а на маленьком скалистом островке, который носит теперь название Святой.
Подтверждает раннее основание Валаамской обители и тот факт, что в 1182 г. нетленные мощи прпп. Сергия и Германа были привезены из Новгорода, где иноки укрывали их во время одного из многочисленных нападений шведов, и погребены на Валааме в глубокой расщелине скалы, «под спудом» (об этом свидетельствует новгородская летопись).

В XIV-XVI вв. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь был крупнейшей православной обителью на севере Руси. Его называли «честною и великою Лаврою». Монастырю принадлежали 12 скитов по серному побережью Ладоги, 1919 дворов, соляные варницы, пасеки, рыбные ловли и другие угодья.
Славился Валаам и как центр книгописания. Дошедшие до наших дней книги, такие, как знаменитое Закхеево Евангелие конца XV в. ( названо так по имени писца Закхея), являются замечательными памятниками средневекового искусства. На Валааме начал иноческую жизнь преп. Геннадий, будущий епископ Новгородский, первый публицист, писатель, переводчик с латинского, греческого и древнееврейского языков. Он перевёл на язык родной страны Священное Писание и активно способствовал его распространению.
Основателями многих северных обителей были выходцы с Валаама. Это преподобные Савватий Соловецкий, Арсений Коневский, Александр Свирский и другие.
Валаамский монастырь жаловали своим вниманием и богатыми подарками московские великие князья Василий III и Иван Грозный.

Однако процветанию монастыря мешали постоянные набеги шведов. Здесь проходила граница владений Великого Новгорода и Королевства Шведского. Шведы неоднократно опустошали беззащитную православную обитель, сжигали постройки, а монахов, если те не успевали скрыться, убивали. Во время одного из таких набегов, вероятно, и было утрачено житие основателей Валаамского монастыря, прпп. Сергия и Германа.

В XVII в. Валаам на 100 лет отошёл к Швеции, согласно Столбовскому мирному договору, заключённому между Россией и Швецией в 1617 г. В начале XVIII в., в ходе Северной войны, Пётр I вернул острова в состав России. По указу царя Валаамский монастырь был возрождён. За восстановление обители взялись иноки Кирилло- Белозерского монастыря. Однако постройки возводились из дерева, и пожары дважды уничтожали результаты тяжёлых трудов. 

Первые каменные строения появились на Валааме только в конце XVIII в., когда в Валаамский монастырь в качестве строителя и духовного наставника был переведён из Саровской пустыни старец Назарий. Важнейшим его делом было строительство в 1785-1801 гг. первого каменного пятиглавого собора и ограждающего его каре келейных корпусов с Успенской (1785 г.) и Никольской (1793 г.) церквями по собственному плану. 
Не менее важной задачей было устроение внутренней духовной жизни обители. Игумен Назарий ввёл на Валааме строгий Саровский устав, который в основных чертах сохранился в монастыре до наших дней.

Особого расцвета Валаамский монастырь достиг в XIX в., в период управления игуменом Дамаскиным, который возглавлял монастырь 42 года, с1839 по 1881 гг. Он полностью преобразил Валаам и прославил его на всю Россию. На острове развернулось активное строительство. Игумен Дамаскин пригласил на Валаам академика архитектуры Алексея Максимовича Горностаева, который был одним из основоположников «русского стиля» в архитектуре. Горностаев построил на Валааме Зимнюю гостиницу, Водопроводный дом, Знаменскую часовню. В 1853 г. на острове у входа в Монастырскую бухту по его проекту была возведена «жемчужина Валаама» - Никольская церковь, признанный шедевр русской архитектуры. Кроме того, был перестроен самый большой валаамский скит – Всех Святых. 

При игумене Дамаскине на Валааме и окрестных островах было основано 9 новых скитов, по всему острову были проложены дороги, пробиты каналы, возведены мосты. Все пригодные для сельского хозяйства земли использовались под пашни, сады и огороды. Отец Дамаскин положил начало научному садоводству и лесоводству на Валааме. При нём на острове был создан древесный питомник, где выращивали саженцы деревьев и кустарников со всего света, были высажены великолепные аллеи из пихт, лиственниц и дубов. В монастырском хозяйстве появилась ферма на 70 коров и конюшня на 100 лошадей. В монастыре действовало около 30 различных производств, в том числе два кирпичных завода и каменоломни на приобретённых о. Дамаскиным островах. Имелась своя иконописная мастерская, библиотека пополнилась большим количеством богослужебной и научной литературы.
Отец Дамаскин, выходец из простой крестьянской семьи, вёл переписку с учёными, писателями, с ректором Петербургской Академии Художеств Ф. И. Иорданом. Он живо интересовался метеорологией, ботаникой, агрономией, историей и искусством. Именно о. Дамаскин положил начало традиции посещения Валаама деятелями искусства. Свои творения посвятили «чудному острову» великие русские художники: И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи; писатели: И. С. Шмелёв, Б. К. Зайцев, В. И. Немирович-Данченко, Н. С. Лесков; композитор П. И. Чайковский.

Благодаря деятельности игумена Дамаскина возрос приток паломников на Валаам, пополнилась монастырская казна. Увеличилось и число монастырской братии.

Игуменом Дамаскиным было задумано строительство нового собора, взамен прежнего, назарьевского, который стал тесен для многочисленных паломников и братии монастыря. Его преемник, игумен Ионафан (Дмитриев), осуществил задуманное. Строили новый Спасо-Преображенский собор более 9 лет – с 1887 по 1896 гг. Руководили строительством три архитектора, последовательно сменявшие друг друга: Г.И. Карпов, А.Н. Силин и Н. Д. Прокофьев. Здание несёт в себе черты двух стилей – русского и византийского. Новый собор был построен на месте старого, над мощами святых основателей обители. Нижний храм двухэтажного собора посвящён Преподобным Сергию и Герману Валаамским Чудотворцам, верхний – празднику Преображения Господня. Изнутри храмы были украшены великолепными росписями.

К началу XX в. Валаамская обитель стала крупнейшим в России мужским монастырём. Число братии достигало 1200 человек. Валаам стал одним из важнейших духовных центров России.
В 1914 г. началась Первая Мировая война. Большая часть послушников монастыря была призвана на фронт. После Октябрьской революции Финляндия получила независимость. Таким образом, Валаам, который территориально входил в её состав, оказался за пределами России. На острове расположился финский военный гарнизон. Но на этом испытания, которые принёс Валаамской обители наступивший XX век, не закончились.

Монастырь пережил и голод, и страшные эпидемии, и внутренний раскол, вызванный принудительным введением Финляндской Православной церковью западной пасхалии (Григорианского календаря). 
Во время Зимней войны 1939-40 гг. Валаам не раз подвергался бомбардировкам советской авиации. Было принято решение об эвакуации обители на материковую часть Финляндии, где был основан монастырь Новый Валаам. Эвакуировались по льду Ладожского озера на грузовиках, предоставленных финскими военными. Тогда с Валаама были вывезены многие монастырские реликвии, архив, библиотека, ценные иконы, которые и по сей день находятся в Финляндии. 

На «старом» Валааме монашеская жизнь прервалась на 50 лет. С 1940 по 1941 гг. здесь была открыта Школа боцманов и юнг, в 1949 г. основали совхоз, а с 1952 по 1984 гг. работал Дом-интернат для инвалидов войны, труда и престарелых Карельской АССР. На Воскресенском скиту была устроена турбаза. Монастырские постройки постепенно ветшали и разрушались, погибли многие скиты и часовни. Только в 1979 г. на Валааме был основан Историко-архитектурный и природный музей-заповедник и начались реставрационные работы. Однако они продвигались очень медленно – на восстановление построек требовались огромные средства.

В былом великолепии Валаам возродился только после возвращения монастыря Русской Православной Церкви в 1989 г. Особенно радел о возрождении обители Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Он придал Валаамскому монастырю статус ставропигиального, т. е. подчинённого непосредственно Патриарху, который назначает наместника. С 1993 г. Валаамским монастырём руководит игумен Панкратий, епископ Троицкий.
За 20 с лишним лет, прошедших с момента возобновления монашеской жизни на Валааме, были проделаны гигантские восстановительные работы: отреставрирован Спасо-Преображенский собор, а также другие храмы и келейные корпуса. Из 13 Валаамских скитов, существовавших до революции, к настоящему времени восстановлены 11. В 1996 г. на Валаам из Санкт-Петербурга была торжественно привезена чудотворная Валаамская икона Божией Матери и помещена в нижнем храме Спасо-Преображенского собора.

У Валаамского монастыря есть подворья в Москве, Санкт-Петербурге, г. Сортавала и под Сочи. В современной обители насчитывается около 200 насельников. Примерно половина из них живёт на Валааме – в центральной усадьбе монастыря и на скитах, другая половина – на подворьях.

В монастыре возрождаются прежние традиции богослужений, Валаамских знаменных распевов, колокольных звонов. Работают пекарня, кузница, различные мастерские. Валаамский монастырь имеет свой флот, транспорт, молочную ферму, форелевое хозяйство, сады.

С монастырём тесно соседствует возникший на острове в советское время посёлок Валаам, в котором проживает около 100 человек. Здесь есть 9-летняя школа, детский сад, дом культуры, больничный пункт, лесничество, дизельная электростанция (она сейчас носит резервный характер - с декабря 2009 г. электричество на остров подаётся с материка по кабелю). Для охраны природы на Валааме создан Природный парк. Управляется посёлок местной администрацией, подчинённой мэру г. Сортавала.

Свежий номер Архив номеров
Найти объявления
в газете "Вездеход"

Погода в районах Карелии