Номинация № 1. Письменная работа «Роль православия в истории Карелии».
logo

... или по телефону28-09-09
АвтомобилиКвартирыУчасткиРаботаУслугиЗнакомства

 

prestizh

Требуется дизайнер

 

 

bann

little title

Газета «Вся Карелия-Вездеход» – Ваша реклама и объявления по всей Карелии.
Единственное бесплатное издание, распространяемое по почтовым ящикам жителей ВСЕХ районов республики.

Подробнее

> Конкурс Вездехода

Номинация № 1. Письменная работа «Роль православия в истории Карелии».

Архипова Е.В.

     … Послевоенное дитя, я училась в советский школе  и была октябренком, пионеркой, комсомолкой. В детские годы я имела возможность часто навещать бабушку – Акулину Еремеевну Нефедову, родившуюся 6 июня 1870 года (родные шутили – в день рождения А.С. Пушкина и в год рождения В.И. Ленина).

Бабушка жила в семье своего старшего сына Дмитрия Ивановича Нефедова. И только в этой семье из-за бабушки сохранена была икона (не разбираюсь в них, только помню, что Богородица с младенцем). Икона висела в переднем углу на кухне, как бы над большим обеденным столом. Никто, кроме бабушки, не молился. Она же никогда без молитвы не сядет за стол…

          Время от времени я ночевала у дяди, спала с бабушкой. И с той поры запомнилось: я засыпаю, а бабушка на коленях творит молитву. Просыпаюсь – а бабушка уже опять молится, как будто и не ложилась.

          Видимо,  влияние бабушки сказалось на меня: уже будучи секретарем своей комсомольской организации, я всякий раз отделялась от группы и находила действующий храм, будь это Ленинград, Талин(н), Москва, любой другой город (София…) или городок… Кемь, например.

          У моей бабушки были на Великой Отечественной войне сыновья: дядя Митя, дядя Ёша (Егор), дядя Ваня, дядя Коля. Уже став очень взрослой, от двоюродной сестры Нефедовой Надежды Дмитриевны я услышала следующее: отправляя сыновей на войну, бабушка говорила, что мои все живыми назад вернутся… Я их отмолю. Так ведь и вышло.

          А дядя Митя, о войне не любивший ничего никому рассказывать, только в кругу братьев, ежегодно приезжавших в день рождения их мамы, т.е. бабушки моей, к дяде Мите, как-то поделился… Он в войну на знаменитом Невском пяточке возил снаряды на передовую на дровнях, по снегу на лошадке. «Еду, - говорит, - а вокруг снаряды рвутся. То впереди, то сзади, то слева то справа… А я как заговоренный…»

          Теперешним умом я так понимаю: он ведь действительно был заговоренный… матерью своей, моей дорогой бабушкой Акулиной Еремеевной. Её неустанными молитвами. И икону материну он не давал никому трогать.

07.07.2013 г.

Е. В. Архипова

г. Питкяранта

( 19 Голосов )

 

Захарова Лариса "Карелия моя!" 

Люблю свой край! Как много в нём красот!
Как замечательны закаты и рассветы.
Люблю истоки рек и гор высот.
Неповторимые Карельские сюжеты.


Величие и грация сосны.
Красавица – Карельская берёза.
А ива, что склонилась у воды.
Не хуже, чем заморская мимоза.
 
О, сколько рек, речушек и болот.
Лесных озёр, что «Ламбушками» кличут.
Простор Онего и малиновый восход.
И на болоте крик пернатой дичи.
 
А водопад – Кивач, наш старец седовласый.
Седой и древний водопад – Кивач.
Ты круглый год гостей встречаешь, властный.
И покидать тебя не хочется, хоть плач.
 
Кижи – а о тебе слагается другая песня.
Ты дивный остров, посреди большой воды.
К тебе приходят корабли из стран чудесных.
И сам показываешь то, чем дорог ты.
 
Ты дорог для того, кто любит землю.
Кто любит край Карельский с малых лет.
Кто любит твой убор, и любит песню.
Ты дорог был для тех, кого уж нет.
 
О, Марциальная вода – Святой источник.
Сам Пётр Великий пробовал тебя.
Имеешь силу исцелять и днём, и ночью.
И санаторий он построил для себя.
 
Карелия моя полна святых реликвий.
И Соловки и остров Валаам.
Туда паломники идут путём великим.
Воочию увидеть Божий Храм!

( 9 Голосов )  

 

Демургишвили Амалья Константиновна 

Православное карельское братство

Во имя святого великомученика Георгия Победоносца создалась религиозно-просветительская организация, с целью оградить север русской епархии от влияния финских проповедников. Инициатором создания и первым руководителем был архиепископ финляндский Сергий (Старогородский, будущий патриарх Московский и всея Руси).

Организатором, активным деятелем, председателем Главного совета, автором устава был клирик Выборгского кафедрального собора иеромонах Киприан (Шитников).

В 1906- 1907 г.г. духовенство Финляндской, Олонецкой и Архангельской епархий провело три съезда, по решениям которых были созданы два братства: Георгиевское ( 1907 г., действовало на территории Олонецкой и Финляндской епархий) и братство архангела Михаила ( 1908 г., действовало на территории Арханггельской епархии).

Осенью 1909 года братства были объединены в одно. В задачи Православного карельского братства входила миссионерская, переводческая, издательская деятельность. Братство открывало в деревнях библиотеки, издавало богослужебную литературу, книги на русском, карельском и финском языках. В 1913 году был основан журнал «Карельские известия».

В 1910 году архимандритом Киприаном была сформирована официальная церковная структура - Карельская православная миссия. Валаамский монастырь оказывал всестороннюю поддержку Православному карельскому братству и Карельской миссии. Под руководством Киприана Православное карельское братство объединилось с финляндским братством, был составлен единый устав и выработана единая идеология. Карельская миссия подготовила создание особой епархии, которая объединила православную финляндскую Карелию.

Православное карельское братство занималось благотворительностью, выделяло средства на украшение церквей и часовен, на постройку храмов. В его ведении были вопросы обеспечения церквей богослужебной литературой, учреждения столовых, помощи школьникам из бедных семей. Отделения Православного карельского братства располагались в Петрозаводске, Повенце, Пудоже, Каргополе, Лодейном поле, Олонце, в с. Вознесенье. Карельская православная миссия и православное братство были упразднены после признания СНК РСФСР независимости Финляндии 18 декабря 1917 года.

____

Я, Демургишвили Амалья Константиновна, мне 74 года, родом из Тбилиси. Юрист, пенсионерка МВД (инвалид II группы), лейтенант милиции. В России проживала 15 лет, в Карелии проживаю с 2011 года. Я православная христианка, в бога верующая. Мне нравится ваша природа и народ.

( 2 Голосов )  

 

Ерофеева Любовь Николаевна

 

Исток народности

 

Среди онежского простора

из глубины веков возник погост.

Объединял вокруг деревни взором

и Кижи древние он миру преподнёс.

 

 

Кижи прославили народные умельцы.

Здесь деревянным зодчеством гордится человек.

Туда, увидеть чудо едут все пришельцы 

Старинная то Русь запомнится навек.

 

Стоят же Кижи как загадка,

к высотам неба вознеслись,

блестят на солнце купола их гладко

и мудро тянутся в божественную высь.

 

Изба воссоздана крестьянского уклада

и мельница с крылами, рига и амбар.

То памятники русского народа.

Народом переданы в дар.

 

Там руны древней Калевалы старой

сбивались цепко в крепкий плот.

И каждый, в Кижи побывавший,

исток народности берёт.

 

Люблю памятники старины, жаль, что много разрушенных церквей у нас на Севере. 

С уважением, Ерофеева Любовь Николаевна,

 

( 2 Голосов )  

 

Воспоминание о пасхальном дне

В один из пасхальных дней вышла я из любимой моей церкви во имя святой великомученицы Екатерины с освященными куличами и пасхальными яйцами и направилась домой.

 Впереди меня на некотором расстоянии шла молодая высокая женщина, а навстречу ей шёл мужчина. Поравнявшись с женщиной, он остановился и что-то ей сказал. Я не слышала, ответила она ему или нет, но она прошла мимо. Я подходила к нему. Это был человек маленького роста и, казалось, без постоянного места жительства, но на вид не алкоголик. Было видно, что он выходец из Средней Азии.

Он ничего не говорил, а только смотрел на меня. На тот момент у меня уже не было денег, чтобы дать ему, и я, во имя Господа нашего Иисуса Христа, предложила ему кулич и пасхальное яйцо. Надо было видеть его лицо, которое изменилось до неузнаваемости. Оно было озарено счастливой улыбкой.

Взяв свое угощение, он вдруг вынул из своей сумы (сшитого мешка на длинной лямке) буханку черного хлеба, запакованную зажимом на хлебокомбинате, и протянул её мне со словами: «Возьми хлеб». Я ответила ему, что у меня дома есть хлеб, а ему он пригодится. Хлеб опять оказался в мешке мужчины.

Я поздравила его с праздником и призвала Господа Бога ему в помощь. Он тоже сказал мне хорошие слова. Я пошла дальше. Когда я через некоторое время обернулась, он всё еще стоял на том месте и смотрел мне вслед.

Я в сотый раз убедилась, как каждому человеку необходимо тепло и сочувствие другого человека, как мало ему надо, чтобы его сердце оттаяло.

И я не прохожу мимо.

( 3 Голосов )

 

Крестное знамение

 

Хочу рассказать, как я оказалась свидетелем помощи крестного знамения от зловредных людей.

В мае 2009 года я оказалась в военном санатории г.Приозерска Ленинградской области. Город этот расположен в достопримечательном месте, и об этом хочется рассказать.

Приозерск - один из древнейших городов России. Впервые он упоминается в летописях XVI - XVII в.в. в связи со смертью князя Рюрика и похорон его в г.Корела в 879 году.

Это был важный торгово-военный и религиозно-культурный центр на территории, где обитало летописное племя корела. Само племя корела упоминается в новгородских берестяных грамотах с 1066 г., а в летописях - с 1143 г. Этот город имел четыре названия со времен его основания: Кякисалми - Корела - Кексгольм - Приозерск.

Город Кякисалми был расположен на реке Вуоксы и замыкал Вуокский водный путь «из варяг в греки» в самом устье реки, впадавшей в Ладожское озеро. Впоследствии на одном из островов р.Вуоксы была построена крепость. В 1310 г. На этом месте была построена новая крепость-детинец как государственный форпост (ныне в ней находится государственный краеведческий музей).

Карельский перешеек не давал покоя нашим соседям - шведам и финнам. На протяжении всего существования крепость Корела несколько раз переходила из рук в руки: шведам - финнам - русским.

В середине XVI века в Кореле стояли пять монастырей и четыре приходских церкви, и занимал город второе место после Новгорода в Северо-Западной Руси с населением в три тысячи человек. Самыми замечательными постройками, сохранившимися до наших дней, были Круглая башня Корела и Старый арсенал с пороховым погребом, что и показывают посетителям музея.

В 1611 г., воспользовавшись тяжелым положением страны - «Смутным временем», шведы напали на Корелу. Гарнизон и жители Корелы под руководством воеводы И.М.Пушкина (предка великого поэта) оборонялись шесть месяцев. Город сдали, когда в нём осталось 100 человек.

В 1656 и 1657 г.г. дважды попытки вернуть российское достояние не увенчались успехом. Руководил тогда русским войском другой предок поэта - олонецкий воевода П.М.Пушкин.

«Праотечественная крепость», как называл Кексгольмскую цитадель Петр I, была возвращена России в период Северной войны 8 сентября 1710 г. - когда православная церковь празднует Рождество Божьей Матери. В честь этого события южные городские ворота были оббиты трофейными латами шведских кирасиров.

С этого времени крепость Корела (Круглая башня) становится крепостью-тюрьмой. В 1775 г. в казематы крепости были заключены две жены Емельяна Пугачева и трое его детей от первого брака. С 1826 по 1828 год в крепости были заключены офицеры-декабристы А.П.Барятинский, В.К.Кюхельбекер, И.В.Киреев и др., а также нижние чины, участвовавшие в восстании на Сенатской площади. С 1941 по 1944 год Кякисалми (Кексгольм) находился под финской оккупацией. В 1948 году г.Кексгольм был переименован в Приозерск.

Напротив крепости Корела (краеведческого музея) на втором острове р.Вуоксы расположен санаторий. Корпуса санатория окружает красивый парк. В нём любят гулять и отдыхающие, и жители города. В парке я познакомилась с одной прекрасной женщиной, жительницей Приозерска, истинной православной христианкой, паломницей (более 15 раз была на Святой земле). Она пригласила меня сначала в церковь Рождества Пресвятой Богородицы, а на второй день к себе домой. Последние пять дней моего пребывания в санатории я провела с ней. В доме у неё можно говорить только на божественные темы. Видно, что квартира намоленная.

В гостях у Анны Ивановны была еще одна женщина. С нами она вела беседы по Новому Завету о Господе нашем Иисусе Христе. Я вспоминаю, как она начала свою первую беседу словами Господа:

«Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою Вас;

возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдите покой душам вашим, ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко» (Евангелие от Матфея, гл.11 ст.28, 29, 30).

Все дни моего отдыха стояли теплые и солнечные. Мы решили отдохнуть на берегу Ладожского озера и отправились на пляж, где и продолжили нашу учебу.

Когда мы пришли на пляж, с одной стороны отдыхала одна пара, а вдалеке от воды, по центру у леса стояли две машины и вокруг них суетились люди, дети и собака.

Мы отправились в другую сторону от парочки, чтобы никому не мешать. Расположились у кустов ближе к воде и беседа потекла.

Вот тут-то всё и началось.

Люди, находящиеся у машин, стали ходить к воде, но не по прямой, а по дуге в нашу сторону; собака, выходя из воды, отряхивалась прямо на нас, девочка кричала. Заниматься было тяжело. Но мы молча всё это терпели. Время шло. И вот к воде подошел мужчина атлетического сложения. На шее у него висел большой крест на толстой цепи. Он постоял в воде, обулся и вдруг, ни с того ни с сего, обратился к нашей попечительнице.

Он сказал, обращаясь к ней, что сейчас в стране развелось много бомжей и пенсионеров, они не дают нормальным людям отдыхать и вообще мешают жить. Анна Ивановна выслушала эту тираду и спросила его, как он осмелился ей такое говорить, совершенно не зная её. Анна Ивановна сказала ему, что она блокадница, что вся её семья умерла от голода во время блокады, сама же она, малолетка, выжила благодаря тому, что её вывезли из Ленинграда по Ладоге. И еще: как он смеет такое говорить о людях, благодаря которым он живет на этом свете? Как он живет с такими понятиями о жизни, и на каком тогда месте у него Господь Бог, тем более, что на груди у него такой крест? Мужчина, показывая большим пальцем левой руки назад, ответил, что он движется вперед, а Бог пусть его охраняет сзади.

После такого ответа Анна Ивановна больше не могла терпеть такого кощунства. Она сотворила крестное знамение и что-то тихо произнесла.

Мужчина ушел. Через короткое время он вернулся к воде, на нем не было креста. Он вымыл ноги и ушел, а через несколько минут все они сели в машины и уехали.

Мы были в шоке, но продолжили беседу о Иисусе Христе, которая успокоила нас.

Вспоминая этот неприятный инцидент, я поняла, что христианам надо чаще себя осенять крестным знамением, а в критические моменты в обязательном порядке ограждать себя им от нападок злых людей.

Я очень благодарна Анне Ивановне за то, что она приобщила меня к чтению и изучению Нового Завета и преподала урок выхода из создавшихся трудных обстоятельств. Я до сих пор поддерживаю тесные отношения с этим удивительным человеком.

( 2 Голосов )

 

Агапитова Наталья Владимировна

Первопроходцы

 

Первыми, кто понес Слово Божье на карельские земли, были монахи-подвижники. Они не только просвещали, но и добивались, чтобы действие нового Учения стало не только знанием, но и духовным подвигом, становилось мерилом жизни народа.

Первые святые, в земле карельской просиявшие, шли через непроходимые леса и болота, строили землянки, ставили крест, а вскоре появлялись часовня, скит, церковь. По мере сил обихаживали прилегающую землю и несли людям Слово Божье, просвещая, неся грамоту. Нашим карельским подвижникам было значительно труднее нести служение, они не получали платы и лишь своим подвигом, постом, молитвой и необыкновенным трудолюбием добились того, что в Карелии возникли всемирно известные монастыри и храмы - Валаамский, Соловецкий, Кижи.

Проникновение христианской религии в Карелии прослеживается с XI века по захоронениям и материальным находкам. Датой принятия христианства считается 1227 г. В Лаврентьевской грамоте повествуется, что «…того же лета князь Ярослав Всеволодович (отец Александра Невского) послав крести множество корел мало но все люди». В 1227 г. Произошло массовое крещение карел Приладожья, начали строиться часовни, церкви.

Крещение и принятие христианства в Карелии происходило довольно мирно. Князь Ярослав для крещения людей направил на карельские земли большую армию монахов и священников. Сам князь в походе не участвовал, что подчеркивало мирную направленность православной христианской миссии.

Такая миссия Великого Новгорода позволила за относительно короткий срок привести в лоно Христово приладожских карел и способствовало закреплению карельских земель в составе Новгородской республики (В XII веке Карелия вошла в состав Новгородской республики, а с 80-х годов XV века - Московского царства).

Распространяясь в Карелии, православие выступало той духовной силой, которая проникла в душу и быт народа с учением о любви и милосердии, производила глубокую нравственную перемену в людях, способствовала объединению и укреплению государства, давала пример более совершенного и гуманного общественного устройства. Православие выступило против кровной мести или самосуда, грубых и жестоких форм рабства. Учение Христа ввело совершенно новое понятие семьи как нерасторжимого, пожизненного союза мужа и жены, освященного и скрепленного таинством церковного венчания, и восставало против прежних языческих обычаев многоженства и беспорядочных брачных отношений.

 

Образец идеального семьянина

 

Первейшей задачей приходских священников было формирование семейных ценностей. Это было необходимо государству для «сохранения народа». Священник обязан был вступать в брак в раннем возрасте, без чего не мог получать приход, его многодетность и забота о детях, которым он был должен дать не только воспитание, но и образование, подталкивали прихожан поступать так же.

Если в семье духовного лица был сын школьного возраста, не обученный чтению, пению псалмов и письму, отец за это подвергался наказанию. Позднее священник уже без дополнительного побуждения стремился любыми способами дать своим детям - как сыновьям, так и дочерям - не только домашнее, но и систематическое образование.

Существовавшая до середины XIX в. в среде северного духовенства традиция передавать свой приход зятю, заставляла священника заботиться о подборе для дочери подходящего жениха, это давало пример населению стремиться к устройству своих дочерей.

Священник обязан был показывать своим примером образец идеального семьянина и супруга.

 

Ругозерский православный приход

19 августа 1597 (по новому стилю 1 сентября) в старинном русском селе Ругозеро была освящена церковь Преображения Господня и образован Ругозерский православный приход. С 1828 г. вошел в состав Олонецкой епархии русской православной церкви. Церковь не была отделена от государства и имела одну из основных ролей в государственной и общественной жизни Российской империи.

Первоначально дети на селе, а часто и взрослые учились грамоте только в церковно-приходских школах (в основном они находились в здании церкви или домах священника). Только во второй половине XIX века на базе действующих церковно-приходских и с использованием священников в качестве учителей Закона Божьего и русского языка стали строиться и министерские школы в Повенецком уезде Олонецкой губернии.

Важное значение деятельности церквей на селе заключалось в приобщении местных жителей к церковной литературе и мировой культуре в целом. В церкви имелась достаточно большая библиотека, проводилась активная работа по изучению богословской литературы и церковному песнопению.

 

Олонецкая духовная семинария

 

18 августа 1829 г. императором Николаем I был утвержден Устав Олонецкой духовной семинарии. 25 сентября учреждено правление, а 27 октября состоялось открытие Олонецкой духовной семинарии. Первым её ректором был архимандрит Апполинарий. Семинария имела в своем составе 3 отделения: риторики, богословия и философии.

Для того, чтобы со знанием дела приобщить карельский народ к духовным, образовательным и культурным ценностям, в семинарии обязательно вводился карельский язык. Позднее выпускник семинарии Н.Никольский составил «Букварь для обучения грамоте карельских детей», он же начал развивать внешкольную работу в библиотеках.

В 1845 г., чтобы сельские пастыри могли оказывать помощь населению в быту, в учебный план семинарии вводятся такие предметы, как естествознание, почвоведение, основы медицины.

В 1872 г. в связи с нехваткой преподавателей в школах, при Олонецкой духовной семинарии открывается воскресная школа по подготовке учителей. Учебный план школы пополняется такими предметами, как рисование, церковное пение, гимнастика, усиливается преподавание иностранных языков.

В 1886 г. создается начальная школа для прохождения педагогической практики. То, что мы сегодня называем современными эффективными методами, формами и средствами обучения и воспитания, использовалось в Олонецкой духовной семинарии - это диспуты, эвристические беседы, творческие сочинения, изложения, экскурсии и паломнические поездки по местам святынь и монастырям. Процессы обучения и воспитания осуществлялись в неразрывном единстве. Уделялось особое внимание формированию особых качеств личности семинаристов. Это был мир, куда воспитанник входил для того, чтобы найти самого себя, определиться в верности своего призвания и развивать свою личность, соединяющую в себе ум и сердце, красоту, веру, любовь, добро.

В семинарии появляется должность духовника семинарии - нравственного наставника молодежи.

С 1898 г. при Олонецкой духовной семинарии находится редакция газеты «Олонецкие епархиальные ведомости», в которых публикуются материалы не только богословского, но и историко-краеведческого содержания, примерно 1/3 материалов была посвящена народному образованию и просвещению.

 

Олонецкая епархия и просвещение

 

После отмены крепостного права в 1861 г. в России остро встал вопрос об образовании, доступном простому народу.

Среди образованных людей большинство составляло духовенство. В 30-х годах XIX в. в Мегрегском приходе Олонецкого уезда школу имела девица Н.Вьюхина, однако она обучала только чтению «по азбуке и часослову», писать не учила совсем, так как её познания дальше чтения не простирались. Крестьяне, желающие дать своим детям знания и умения в области письма, математики, истории, естествознания обращались к дьякону Леонтьевскому, выпускнику Олонецкой духовной семинарии, для продолжения образования на высшей ступени.

XIX век отличался быстрым ростом сети начальных народных школ. В 1868 г. в Олонецкой губернии было 214 начальных школ. В 1869 г. в школах Карелии насчитывалось 118 учителей, 101 из них имел духовное образование. В 1914 г. в Олонецкой губернии уже работало 1065 учителей. По социальному положению большинство учителей формировалось из представителей духовенства.

Православная вера, благодаря неустанному труду Олонецкой епархии, становилась тверже, росла грамотность, увеличивалось количество школ, поднимался духовный, нравственный и культурный уровень населения Карелии, хотя и медленнее, чем в других регионах России. Население Карелии только в храме могло получить познавательную, нравственную и духовную информацию, с ней воспитываться на духовно-нравственных законах и нормах, решая духовные и государственные задачи.

К.Д.Ушинский, известнейший русский педагог, совершенно справедливо писал, что в глухих деревнях, при непроходимых дорогах, порою почти полном отсутствии связи с внешним миром, именно христианство, православный священник нес духовную культуру и грамотность и спас народ от дикости и бескультурья.

В Каргополе, в женском монастыре для дочерей священников архиепископ Аркадий открыл епархиальное училище, которое в 70-х годах XIX века было переведено в Петрозаводск. Своё детище владыка опекал до ухода на покой, регулярно отсылая средства из своего бюджета на содержание воспитанниц.

Одним из важнейших событий в жизни Олонецкой епархии явилось освящение 27 апреля 1860 года места, отведенного под строительство нового кафедрального собора - Воскресенского. Главным вдохновителем строительства был архиепископ Аркадий.

В Олонецкой епархии существовала замечательная просветительская традиция, введенная в 1898 году епископом Назарием (Кирилловым) (1897 - 1901) на религиозно-нравственных чтениях, которые проводились в форме лекций, бесед, проповедей, дискуссий. Тематика чтений была разнообразная: это и история православия, и законы духовной жизни, и законы нравственности, и вопросы смысла жизни и места христианства в этой жизни, и многие другие проблемы православной веры.

В 1900 году для такого рода просвещения был построен Назаревский дом, ставший духовным центром Петрозаводска. Религиозно-нравственные чтения не только способствовали удовлетворению духовно-нравственных интересов, но и развивали эстетическую сторону человеческой личности, ибо каждая такая встреча заканчивалась прекрасным песнопением.

Вся дореволюционная история жизни и нелегкого благочестивого служения Олонецкой епархии людям карельского края была направлена на утверждение православия, просвещение и образование карельского народа, на формирование личности богоподобной, доброго христианина и достойного гражданина.

 

Гонение на православную церковь.

 

1917 год ураганом пронесся по православной российской земле.

Гонение на православную церковь, расправы над священнослужителями, разграбление храмов начались с первых дней Советской власти. Пронесся этот ураган и по земле карельской. Судя по имеющимся данным, в 20-30е годы ХХ века подавляющее большинство церквей, храмов, все монастыри и почти все часовни были закрыты и до основания разорены. Здания монастырей, церквей переоборудованы в дома культуры, клубы, кинотеатры.

Даже тогда, когда рушились церкви, закрывались часовни в Заонежье, Кижский приход выделялся своей отчаянной решимостью. Среди всех приходов единственным был Кижский, в котором прихожане объединялись и организованно выступили против закрытия церквей и часовен. Это происходило в середине 30-х годов, когда пылал пожар, террор и когда наказывали за меньшие действия вплоть до расстрела. Больше тысячи прихожан голосуют за сохранение своих церквей, лишь 80 человек не рискнули перечить властям.

В 1935-1936 годах кижские храмы были своего рода христианским центром для Заонежья. В те годы практически никто не воспринимал ни Покровскую, ни Преображенскую церковь как памятники архитектуры. Ими восхищались местные прихожане, гордились, но видели в них только храмы Господни со своими специфическими особенностями. Преображенская считалась летней церковью, служба в ней велась, начиная с Пасхи и длилась до 14 октября. После чего открывалась Покровская церковь - зимняя. Так издавна было принято на северных погостах.

Заонежский РИК «предлагает Кижскому сельсовету немедленно взять под свое наблюдение и охрану церковь-музей, для чего изъять от церковного совета ключи в свое ведение».

Процесс разорения, уничтожения, оскорбления пастырей православной церкви продолжался до 90-х годов ХХ века. Накануне Великой Отечественной войны осталось всего 50 действующих церквей. В Петрозаводске осуществляли службу две церкви - Крестовоздвиженская и Екатерининская, которые были закрыты перед самой войной. Влияние церкви в этот период времени было еще значительным, православная церковь продолжала выступать организованной и влиятельной силой. Осталось немало верующих, которые уже не были объединены в общины, но сохранили в глубине души веру в Бога и соблюдали православные праздники.

В страшный период 22 июня 1941 года прекращается антирелигиозная пропаанда.

Своеобразие жизни православной церкви в Карелии в годы войны было обусловлено тем, что тот, кто хочет вступить в религиозную общину, может это сделать совершенно свободно. Возрождение христианства на территории Карелии в годы войны было обусловлено тем, что большая часть карельской земли оказалась оккупированной финскими войсками. Оккупационные власти считали, что тот, кто хочет вступить в религиозную общину, может это сделать свободно. Возрождению христианства на территории Карелии способствовали оккупационные власти, т.к. они открывали церкви, церковно-приходские школы.

28 июня 1944 года Карелия была освобождена от захватчиков войсками Карельского фронта. Но боль утраты родных и близких, новые беды - сожженные города и села. И только вера в Бога, в милость Божью помогла православному народу выжить, не потерять силу духа.

 

Монастыри Карелии.

 

Особую роль в христианизации Карелии сыграли монастыри. Монастыри стали появляться сразу с принятием православия в Карелии.

Происхождение монастырей было различным: одни основывались представителями княжеских династий или богатыми людьми, такие монастыри назывались ктиторскими. Они обычно строились на окраинах городов, на землях, принадлежащих князю или другим знатным людям. В XII веке один из наиболее известных - Киево-Печерский.

Другие монастыри возникали в глухих или малонаселенных землях, где не было ни ктиторов, ни богатых жертвователей. В такие места уходили монахи-отшельники, чтобы в тишине и безмолвии вести богоугодную жизнь. Сердечно приняв и глубоко усвоив догматы новой веры, овладев грамотностью и книжным делом, они в поисках уединения и тишины отправлялись на север.

Чаще всего они останавливались на перекрестках дорог или водных путей - где им были явленные в чудесном видении места, на которых они могли бы обрести спасение души и привести в лоно Христово мирян: ставили крест, выкапывали в земле келью и начинали свой молитвенный и трудовой подвиг. Постепенно вокруг отшельников собиралась братия, желающая так же посвятить свою жизнь Богу - это были монахи (иноки).

По их горячему молению появлялись искусные мастера, тоже уверовавшие в Спасителя, чтобы поставить часовню, а затем и церковь, и вскоре поднималась обитель- монастырь.

Монастыри должны были сами обеспечивать себя всем необходимым: пищей, одеждой, лекарствами и т.п., поэтому монастыри организовывали свое хозяйство, которое делало существование монастырской братии независимым от неурожаев, непогоды, болезней.

Труд монахов не раз превращал безлюдные, а порой  и гибельные места в цветущие угодья. Основанные на малонаселенных землях монастыри быстро обрастали крестьянскими поселениями. Когда монастыри обрастали крестьянскими поселениями до огромных размеров, они привлекали для обработки земли и других хозяйственных работ внутри монастыря и за его пределами пришлых людей: крестьян, ремесленников, плотников, иконописцев и других.

Иногда монастыри на определенный срок часть земель отдавали в аренду. Обитель обеспечивала наемных работников орудиями труда, необходимыми для выполнения работ. За свой труд эти люди получали плату. Они жили и питались при монастыре. При монастырях строились больницы и богадельни. Всё делалось для служения Богу.

Таким образом, проникая постепенно в душу, сердце, быт народа, православие с учением о любви и милосердии производило огромную нравственную перемену в жителях Карелии.

Образ жизни монахов, их образованность, просвещенность заложили первые культурные традиции России, так как единственными очагами распространения не только христианства, но и грамотности, просвещения, образования, духовной культуры в тот период были именно монастыри. В них сосредотачивались духовные и культурные ценности России и каждого её региона.

В монастырях переписывались, собирались и хранились летописи, рукописи, книги и документы, отражающие историю культурного наследия народа. Благочестивые иноки не только собирали и переписывали книги, но и переводили (чаще с греческого) летописи и литературу различного содержания: Священное Писание, богослужебные книги и различные сборники.

Большинство монастырей размещалось на островах. Самыми крупными центрами православия в Карелии были - Рождественский на о.Коневец, Свято-Преображенский на о.Валаам.

Исцеление молитвами.

 

В д.Онежаны (Заонежье) жила старушка Карманова, родом из богатой купеческой семьи, которая большую часть свободного времени проводила за чтением старинных старообрядческих книг. Людей она лечила не деревенскими заговорами, а чтением молитв из старинных книг.

Православно-народным целительством в Обонежье, помимо женщин, изредка занимались и занимаются мужчины. Отец Андрей из Екатерининской церкви Петрозаводска, прежде чем принять сан, вылечил молитвами, по его словам, пять или шесть человек.

В северном Обонежье (Заонежье) в советское время в проточную лужу превратился знаменитый Царицын Ключ. В XVII веке в нем лечилась от болезней инокиня Марфа - мать первого русского царя династии Романовых. В середине 1950-х - начале 1990-х годов из него пили колхозные буренки. Ныне источник вновь неплохо обустроен. Он оснащен свежим срубом, освящен возведенным над ним деревянным крестом, обнесен изгородью из бруса, имеет беседку из досок. Довольно многочисленные в летнее время посетители - это проезжающие мимо граждане, часть из них специально меняют свой маршрут, чтобы посетить источник, бросить монетки в его воду. Молятся лишь те, кто знает молитвы, остальные мысленно просят у колодца помощи в исцелении болезней либо в исполнении какого-либо заветного желания. Они ведут себя в соответствии с народно-православными правилами.

Источник Три Ивана в труднодоступном северо-западном Заонежье. На березах вокруг сруба развешаны разные полотенца и цветные тряпочки, оставленные людьми, желающими излечиться от кожных заболеваний.

Арсенал целительных средств, предлагаемых православно-народными целителями для больных уже тех, которыми располагает православное целительство в лоне православной церкви. Мощнейшие целительские средства: Святое Крещение, исповедание, прощение греха, святое причастие, заздравные молебны, - православно-народным целителем могут быть лишь рекомендованы больным, так как все исполняются исключительно лицами духовного звания.

 

Петрозаводская и Карельская епархия (1990-е годы ХХ века - начало XXI века)

 

20 июля 1990 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод Русской православной церкви приняли решение о создании самостоятельной Петрозаводской и Карельской епархии.

Роль церкви в Карелии сводилась к делу образования и воспитания населения теми средствами, которые были свойственны церковной жизни: участие в богослужении, домашняя молитва, книжная грамота. Православие способствовало сохранению и формированию как у взрослых, так и у подрастающего поколения идеала святости.

Вклад православного христианства был поистине огромен как в просвещении, так и в нравственном становлении населения Карелии. Первым образование, просвещение, эстетическое, нравственное развитие и воспитание карельскому народу несло духовенство.

В соборах, храмах, церквях миряне получали первые уроки этики, знакомясь с Законами Божьими и эстетически обогащая чувства и представления в результате прикосновения к церковной музыке, пению и живописанию.

Статус самостоятельной епархии способствовал дальнейшему активному утверждению православия в Карелии. В XIX веке росла сеть постоянно действующих молитвенных присутственных мест. Увеличивалось количество храмов, церквей. Духовное сословие за оды существования епархии возрастало. К 1913 году оно достигло 1370 человек.

Среди сонма святых Карелия получила своего Небесного Покровителя и Молитвенника - Фаддея Блаженного.

Возрождение и утверждение православия в Карелии в ХХ веке связано с именем преосвященного архиепископа Мануила. За 15 лет своего служения в Карелии под руководством владыки Мануила восстановлено 73 церкви, 6 монастырей.

Ратуя за высокий уровень нравственной и духовной воспитанности в Карелии, совместно с органами народного образования было проведено несколько научно-практических конференций, создан духовно-православный центр имени Александра Свирского.

Основу духовного бытия и развития Отечества составляет веками утвердившееся православие, поэтому возрождение православия как в России, так и на карельской земле способствует идеалу Святой Руси и обеспечивает духовный и государственный его расцвет.

( 2 Голосов ) 

 

Земченкова Алёна Николаевна

Карелия... Драгоценное моему сердце место. Здесь я провела своё детство и надеюсь провести здесь всю свою жизнь.

На мой взгляд, в нашей республике есть что-то особенное, отличающее нас от других регионов России. Особенна наша природа. Разнообразие рельефов, водоемов, лесов ... Вот что удивляет! Особенный наш народ; карелы гостеприимны, приветливы, дружелюбны, щедры.


У нас есть еще одна очень важная особенность. Драгоценности Карелии - ее жемчужины... святые места: остров Валаам и остров Кижи.

Возможно, многим в России известно, что где-то на севере, много лет назад один мастер построил Преображенскую церковь только с помощью топора. Вопрос: а насколько мы сейчас ценим это сокровище, которое имеем? К сожалению, мне не довелось побывать на Кижах, но мечта есть и я, надеюсь, она скоро сбудется. Сейчас, Кижи - это место скопления туристов. И мне кажется, что многие и забывают о том, что это святое место.  Для многих это просто музей под открытым небом.  И, к сожалению, это касается и острова Валаам. Многие, не понимая, что это святыня, едут туда, чтобы сделать удачное фото, или просто ради любопытства.

Я считаю, что пора начать задумываться о том, что святые места надо чтить, и то, как многие к ним сейчас относятся грешно в глазах Бога. Люди постепенно начинают забывать о том, для чего нужна церковь в принципе. Некоторые ходят в храм только по праздникам, поставят свечи, и уйдут. А некоторые и вовсе, ходят каждую неделю, но когда выходят из стен храма, закуривают сигареты и идут спокойно домой, но думаю о том, что грешат перед Богом. Сердце обливается слезами, когда видишь, что масса людей ходят в церковь только потому, что так надо, а не из собственного желания и желания общения с Богом. Люди, одумайтесь! То, что мы сейчас свободно посещаем церковь - это благодать для нас. Столько людей погибало за веру, а мы сейчас даже и не ценим то, что мы свободны. Нас не гонят.

Церковь - это не место для экскурсий, сплетен, дружеских встреч, я думаю. Это место, куда не надо ходить «для галочки».  Для чего нужна церковь? В чем ее роль в нашем мире? Хочется на эти вопросы ответить словами Архимандрита Иоанна Крестьянкина: «Церковь Божия объединяет всех верующих таинственным общением и единством жизни во Христе. Объединяет в одно тело вкушающих от Хлеба, Иже есть Христос, от первого до последнего, объединяет и великого, и сильного, и немощного, и слабого, святого и грешного – всех объединяет Церковь, восполняя недостатки немощных и слабых своей святыней и святостью молитв тех, кто сумел во всей полноте отдаться Богу.

"Предтечи антихриста" уничтожили православную Россию. Они исказили, одурачили чуждыми сатанинскими идеями народ, насаждая их всеми возможными неправдами, лестью, обманом, кровью, вытравливая правду Божию из сознания народного. И вот сегодня на наших глазах происходит едва ли не последний страшный натиск сил ада на то, что еще хранит остатки истинной Божественной духовности, – на Православную Русскую Церковь. Гонение на Церковь стало сейчас скрытым, но тем более изощренным.

Именно теперь, когда объявлена во всем мире вожделенная "свобода", вся наша жизнь показывает, что дана одна-единственная свобода – свобода творить зло, свобода лить кровь, свобода красть, свобода тайно и явно убивать души.

Полк сатанинских сект, оккультных ересей, кабалистика, теософия, астрология, гипноз, кодирование, медитация, экстрасенсорные воздействия на человека, парапсихологические методы "лечения" – калечения людей, которые церковным вероучением определяются как чародейство и колдовство, – нашли сейчас на Родине нашей высоких покровителей.

И все средства массовой информации отданы враждебным Православию разрушительным силам, стремящимся отравить чистые, животворные источники православного христианского учения, оболгать их, оклеветать и ошельмовать.

Если завтра я должен предстать на суд Божий и если завтра надо дать ответ на вопрос, как я жил, чем я жил, и жил ли духом Божиим? - То, какие заботы о накоплении, о стройках? А ведь ныне в основном только об этом и думают, духом же Божиим живут единицы даже и в Церкви, даже и те, кто служат у Престола, даже и монашествующие».

Мое эссе просто призыв к тому, чтобы мы изменили свои жизни. И наконец-таки обратили свой взгляд к Господу.

Да благословит Вас Господь!

( 10 Голосов ) 

 

 

Найти объявления
в газете "Вездеход"

 

lozung

Телефонные коды Карелии
Петрозаводск и Прионежский район 8142
Беломорск 81437
Калевала 81454
Кемь 81458
Кондопога 81451
Костомукша 81459
Лахденпохья 81458
Лоухи 81439
Медвежьегорск 81434
Муезерский 81455
Олонец 81436
Питкяранта 81433
Пряжа 81456
Пудож 81452
Сегежа 81431
Сортавала 81430
Суоярви 81457