Питкяранта
logo

... или по телефону28-09-09
АвтомобилиКвартирыУчасткиРаботаУслугиЗнакомства

Питкяранта

Питкяранта - административный центр Питкярантского района Карелии.

Название Питкяранта (финское: Pitkäranta) означает буквально "длинный берег". Город вытянут узкой полосой вдоль берега Ладожского озера.

Назад

История города

Впервые о селении в районе современного г. Питкяранта было упомянуто в 1500 году в писцовой книге Водской пятины Великого Новгорода: "Деревня на Долгом берегу у Ладожского озера". Поселение входило сначала в состав Корельского уезда Никольско-Сердобольского погоста, затем, по Столбовскому договору 1617 года оказалось в составе Швеции и стало частью Импилахтинской капеллы Суйстамского погоста ("капелла" в данном случае означает "отдельно стоящая", то есть это и волость, и церковный приход).

Питкяранта вновь вошла в состав России согласно Ништадтскому миру в 1721 году, в результате поражения Швеции в Северной войне. Довольно долгое время деревня, что называется, "переходила из рук в руки": её владельцами были сначала придворный императрицы Екатерины граф Брукен, а потом Петр II. В 1730 году её передают в собственность Александро-Невскому монастырю, в 1764 -  Императорской Коллегии Экономии, а затем она отходит государственной казне.

В 1812 г. вышел манифест императора Александра I, согласно которому  Выборгская губерния (а к тому времени Питкяранта входила в её состав) стала частью Великого княжества Финляндского.

Сороковые годы XIX века можно назвать началом промышленного расцвета Питкяранты. Толчком этому послужили геологические изыскания в окрестностях деревни. В 1814 году архитектор М. Ошвинцов, подпоручик Е. Баранов и крестьянин А. Анисимов исследовали медные руды на горе Аласуомяки. Позднее на этом месте промышленник В. Омельянов закладывает рудник, строит медеплавильный завод и приступает к добыче меди и олова. В 1842 году на одном из здешних заводов, в деревне Койриноя, произошла первая в европейской России плавка олова под руководством русского металлурга Г. А. Иоссы.

В 1860 году начали работу еще два завода по обработке оловянной руды. Кроме того, к концу XIX века большое значение приобретает добыча железной руды и выплавка чугуна.

Побочные продукты плавления руд использовали для изготовления краски и стекла. В окрестностях Питкяранта работали сульфат-целлюлозный и стекольный заводы, причем местное стекло, ничуть не уступало качеством лучшим зарубежным образцам и считалось особенно прочным.

Горные предприятия Питкяранта действовали вплоть до начала 50-х годов XX века, после чего были признаны нерентабельными в масштабах СССР, рудники были подорваны и засыпаны.

Существует легенда, что по причине того, что в окрестностях Питкяранты были найдены "стратегически важные" элементы таблицы Менделеева, тираж книги, описывающей геологию здешних мест, в 60-е годы был изъят КГБ.

Благодаря своей "промышленной составляющей", в первой половине ХХ века Питкяранта становится важным центром освоения Приладожья. Этому поспособствовало и то, что к 1931 году сюда дотянули ветку Карельской железной дороги, а в 1932 году жители поселения встречали первый поезд из Ляскеля.

Вплоть до 1940 года Питкяранта оставалась финской. В результате Зимней войны (1939-1940 гг.), по Московскому мирному договору, территория Ладожской Карелии была передана СССР, и тогда же Питкяранте присваивается статус города и админстративного центра Питкярантского района.

16 июня 1941 года финские войска вновь заняли г. Питкяранта, но летом 1944 года город финнами был оставлен, а согласно условиям Парижского мирного договора 1947 года уже окончательно вошел в состав Советского Союза.

В 1947 году возобновляется работа целлюлозного завода, разрушенного во время войны.

 

Современность

Сегодня Питкяранта - небольшой городок с населением около 11 тысяч человек. В состав городского поселения входит собственно Питкяранта, а также деревни Койриноя, Ууксу и поселок Юляристиоя.

Градообразующее предприятие - ОАО "Целлюлозный завод "Питкяранта". Это одно из крупнейших лесопромышленных предприятий Карелии, выпускает товарную целлюлозу и продукты лесохимии (талловое масло и хвойный скипидар). В октябре 2012 года завод был признан банкротом (общая сумма задолженности - около 800 млн. рублей). Летом 2013 года на предприятие обратила внимание компания CTS Invest, готовая вложить деньги в его реанимацию и дальнейшее развитие.

Кроме целлюлозного завода на территории города действуют АОЗТ "Ладэнсо" (лесозаготовитель) и ОАО "Питкярантское карьероуправление" (разработка гнейсо-гранитов и производство гранитного щебня).

 

Транспорт

Расстояние от г. Питкяранта до Петрозаводска - около 200 км (через Долину смерти). Дорога сейчас реконструируется и местами вполне соответствует своему международному статусу. Проехать в Петрозаводск также можно через Олонец (см. ниже) и Суоярви. «Суоярвский вариант связан с движением по грейдеру и далее по разбитой дороге Суояври-Петрозаводск.

Через город проходит автотрасса А-130 (Сортавала - Олонец). Двигаясь по ней в сторону древней столицы Карелии, вы насладитесь замечательными видами, выездом на берег Ладоги и посетите исторические селения (Погранкондуши). В то же время трасса станет серьезным испытанием для подвески автомобиля.

Добраться из Питкяранты до Санкт-Петербурга можно двигаясь вдоль западного берега Ладожского озера, через гг. Сортавала и Лахденпохья. При планировании маршрута следует учесть, что часть пути проходит по погранзоне.

До границы с Финляндией (пункт пропуска "Вяртсиля") - 115 км. Дорога в этом направлении не отличается высоким качеством, но в настоящий момент ведется ее реконструкция.

Железнодорожная станция "Питкяранта" относится к Петрозаводскому отделению Октябрьской железной дороги.

Осуществляется регулярное железнодорожное и автобусное сообщение с Петрозаводском.

 

 

Праздники Питкяранта

День города празднуется в начале июля (6-10).

Рок-фестиваль "Берег" - первая половина июля.  Можно, наверное, уже считать традиционным мероприятием. По крайней мере, этим летом проводился в шестой раз и теперь фаны уже с нетерпением ждут июля 2014.

Республиканский фестиваль по фитнес-аэробике "Северное Приладожье" - организуется обычно в апреле-мае.

 

 

Достопримечательности

Краеведческий музей им. В. Ф. Себина (ул. Ленина, д. 46). Само здание музея - бывший дом аптекаря Валлдена - памятник финской архитектуры первой половины XX века. Среди постоянных экспозиций - "Незнаменитая война 1939-1940 гг." (страницы советско-финской войны), "Старинный мотив" (довоенная Питкяранта: фотографии, подлинные народные костюмы жителей района), "Легенды Питкярантских камней" (история развития горнорудного дела, коллекция минералов).

Настоящий танк Т-26, в очень хорошем состоянии, найденный в 1998 на дне Ладоги вблизи города. Он установлен на постамент в 2005 году (пересечение улиц Гоголя, Горького и Пушкина) и является памятником воинам РККА.

 

Семафорная сигнализация: на железнодорожных путях Питкяранта для пропуска поездов до сих пор работают семафоры - высокие мачты с крылом-жезлом.

 

Это интересно:

У местной молодежи своё название Питкяранты - "город Пи".

А рыбаков здесь, кстати, называют "пингвинами". Поэтому не пугайтесь, если вдруг услышите от местного жителя что-нибудь вроде: "Тут вижу - идут пингвины, человека четыре...".

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Найти объявления
в газете "Вездеход"

 

lozung

Телефонные коды Карелии
Петрозаводск и Прионежский район 8142
Беломорск 81437
Калевала 81454
Кемь 81458
Кондопога 81451
Костомукша 81459
Лахденпохья 81458
Лоухи 81439
Медвежьегорск 81434
Муезерский 81455
Олонец 81436
Питкяранта 81433
Пряжа 81456
Пудож 81452
Сегежа 81431
Сортавала 81430
Суоярви 81457