Калевала
logo

... или по телефону28-09-09
АвтомобилиКвартирыУчасткиРаботаУслугиЗнакомства

Калевала

Посёлок городского типа Калевала (Kalevala) - административный центр Калевальского национального района Карелии, расположенный в 550 км от Петрозаводска, на севере республики, на берегу озера Среднее Куйто.

 

До 1963 года носил название Ухта (карельское Uhtua).

Современное название посёлка, напрямую связано с эпосом «Калевала». Еще в 1935 г. (год празднования 100-летия первого издания эпоса) было удовлетворено ходатайство правительства республики о переименовании Ухтинского района в Калевальский. Финский языковед и поэт Элиас Лённрот назвал район вокруг Ухты «наилучшей и самой богатой колыбелью рун». Позднее, в 1963 г. Указом Президиума Верховного Совета Карелии само село Ухта тоже было переименовано.

Что касается названия поселка, то надо отметить, что топонимы с основой -ухт- распространены в местах расселения различных финно-угорских племен. Достаточно вспомнить, к примеру, Ухто-остров и Ухт-Наволок (у излучины Северной Двины), губу Ухта (Белом море) или реку Ухта (впадает в озеро Лача). У ученых на сегодняшний день не существует единой точки зрения на происхождение и значение основы -ухт-. Так, исследователь в области финских языков Михкель Веске считал такие топонимы финскими по происхождению, от huuhtoma, huuhto - «мытье, полоскание». Свердловский же топонимист А. К. Матвеев склонен видеть в названиях Ухта, Бохта, Охта географическую составляющую - «протока, река». Такого же мнения придерживался и известный советский специалист в области топонимики и картографии Е. М. Поспелов.

История Калевалы

Примерно с XIV века на севере Карелии возникают так называемые Лопские погосты (общее название семи отдельных административных единиц Новгородской республики: Селецкий, Паданский, Ругозерский, Шуезерский, Панозерский, Сямозерский, Линдозерский погосты). Коренные жители этих земель - саамы (или так называемая лешая, то есть лесная лопь) вели полукочевой образ жизни. Немаловажную роль в формировании и возникновении населенных пунктов на этих территориях сыграли реки Кемь, Чирка-Кемь и озеро Куйто, по которым проходили основные транспортные пути. 

Одним из первых письменных свидетельств о поселениях лопарей на озере Куйто в Панозерском погосте стали записи в отдельной книге Кемской волости за 1552 год (акты Соловецкого монастыря): «...Да на Кемской же земли жили лопари крещеные и некрещеные лукозерские по лешим озерам на Топозере, и в Кистенге да на Кунтоозере...».

На «иноземных» рукописных географических картах в этих местах тоже отмечено поселение под названием «Куйтка» (карта Абрахама Ортелиуса, 1570 г.) или «Куйтта» (1595 г., карта Герарда Меркатора).

Согласно дозорной книге Лопских погостов, датированной 1597 годом, к Панозерскому погосту относились Куржиев наволок, Топозеро, Юшкозеро, Сопасалма и «волостка на Куйтозере на Ухть реке».

В 1649 году Лопские погосты были отданы в подчинение Олонецкому воеводе.

Необходимо упомянуть, что примерно в это время, во второй четверти XVII века началось так называемое «великое переселение корелы», связанное с русско-шведскими войнами. Русский лингвист Д. В. Бубрих так описывает этот процесс:

«Позднее всех двинулась в путь Приботнийская Корела, которая в своих северных местах испытывала шведский гнет в несколько ослабленных формах. Последние группы Приботнийской Корелы появились в современном Калевальском районе в начале XVIII века. Сто лет тому назад население Калевальского района еще хорошо помнило о своем переселении... Как пришельцев помнил себя, между прочим, род знаменитого певца рун Перттунена».

С приходом карел часть лопского населения мигрировало дальше на север, а часть - постепенно ассимилировалось с пришлыми.

Нельзя забывать и о том, что согласно Столбовскому договору 1617 года граница между Россией и Швецией прошла в непосредственной близости от озера Куйто, что определило роль Ухты как приграничного поселения. С одной стороны, Ухта постепенно становилась своеобразным «международным» торговым пунктом: через Панозерский погост в Швецию вывозились соль, рыба, доставляемые купцами из Архангельска сукно, шелк и сахар.  С другой же стороны, близость границы и военные притязания шведов способствовали разорению отдельных поселений.

Так и Ухта во время Северной войны была практически полностью разорена. Элиас Лённрот, знаменитый исследователь и этнограф, так напишет в своих путевых заметках 1834 года:

«...При правлении Карла XII во времена Северной войны деревня была уничтожена дотла. <...> Насколько война опустошила этот край, коли на эти плодородные места, поля и нивы, расположенные к тому же на берегу богатого рыбой озера - что тоже было немало важно при выборе места для поселения, - не нашлось человека ближе, чем из Кианта до которого отсюда не менее двенадцати миль...».

Постепенно разорённое поселение было восстановлено, в Ухте появились новые жители - карелы и финны. В заметках Лённрота, отрывок из которых был процитирован выше, имеется описание тогдашней Ухты:

«...я отправился из Ювялакши в Ухтуа. В этой самой богатой деревне края восемьдесят домов, большинство из них добротные. Название происходит от реки Ухут, протекающей через деревню <...>Деревня делится на четыре части: Ламминпохья, Мийткала, Рюхья и Ликопяя. Половина села относится к волости Вуоккиниеми, другая - к волости Паанаярви. Граница между волостями проходит по реке Ухут».

В 1846 году образовался отдельный Ухтинский приход. В его состав вошли  деревни Ухта, Чикша, Курмалакша, ранее относившиеся к Панозерскому приходу, а также  Ювалакша, Алозеро, Кентозеро и Регозеро Вокнаволоцкого прихода.

В 1894 году Ухту с лингвистической экспедицией посещают Куста Карьялайнен (финский учёный-филолог) и Конрад Инх (финский фотограф). Во время поездки Инхом было сделано более двухсот фотографий из жизни северной Карелии, а Конрад Инх оставил довольно подробное описание Ухты:

«На северном берегу озера Среднее Куйто, ближе к восточной оконечности находится самое крупное селение Беломорской Карелии - Ухта. По количеству жителей и плотности застройки ее можно бы назвать городом, однако по своему устройству и расположению она не отличается от обычных деревень этого края. <...> Все пахотные угодья расположены на открытом месте вокруг деревни, размером они маленькие, разделенные между множеством хозяев, так что их продукцией невозможно было бы прокормиться, не имея других источников дохода. Большей частью жители Ухты живут за счет торговли. Мужчины ходили по всей Финляндии и редко можно было найти в стране такой уголок, где не было у них магазинов или коробейников. Наряду с земледелием и животноводством важным способом добывания средств к существованию являлось рыболовство...».

В начале XX века Ухта - административный центр Ухтинской волости. К этому времени село насчитывало 207 дворов и 1260 душ населения. Жители Ухты и волости занимаются рыбным промыслом, охотой, рубкой и сплавом леса, извозом, отхожими промыслами в Петербурге и Архангельске.

Летом 1917 года в селе состоялось собрание беломорских карел (около 9 тысяч человек), на котором было решено требовать от правительства России возможности образования отдельной административной единицы - автономной Северокарельской области.

В конце 1917 года была провозглашена независимость Финляндии, на территорию России стали проникать финские вооруженные отряды.

В марте 1918 года в Ухту вошел отряд финского охранного корпуса (шюцкор) под командованием полковника Мальма. Было организовано местное самоуправление  под руководством Ухтинского комитета (Uhtuan Toimikunta), члены которого выступали за независимость Карелии от России.

С 1919 по 1920-й год Ухта успела побыть «столицей» так называемого Северокарельского государства или Ухтинской республики. В мае 1920 года части Красной Армии взяли  Ухту. Правительство новоиспеченного государства было вынуждено перебраться в Финляндию.

Однако, уже осенью 1921 года снова началось восстание. Настроенное против Советской власти местное население получило поддержку со стороны Финляндии. К концу декабря 1921 года местные отряды, поддерживаемые финскими добровольцами, контролировали значительную часть Северо-Восточной Карелии.

Советским государством было приняло решение об образовании Карельского фронта, куда перебросили около 20 тыс. человек. К февралю 1922 года части  РККА снова заняли Ухту. И снова, село было практически разрушено: из 350 домов сохранилось всего 40.

В 1923 году Ухта стала центром Ухтинского уезда, с 1927 года преобразованного в  Ухтинский район. В 1935 году, как уже упоминалось выше, - в год празднования 100-летия первого издания знаменитой на весь мир «Калевалы», - район переименовывается в Калевальский.

Летом 1927 года в четырех километрах от поселка заработала Ухтинская ГЭС - первая сельская гидроэлектростанция в Карелии. В 1931 году пущен первый самолёт, предназначавшийся для доставки почты из Кеми в Ухту.

Во время Великой Отечественной войны Калевальский район стал одним из тех мест, где войска врага добились наименьшего результата. Продвинуть замершую на три года линию фронта (по рубежу оз. Кис-Кис - р.Чирка-Кемь, западнее Ухты) не удалось ни финнам, ни немцам. К сожалению, военное противостояние в здешних местах привело к тому, что и так малонаселенные, эти места практически опустели. Достаточно сказать, что к концу 1943 года на территории района осталось всего (!) 602 жителя (данные финского Военного управления Восточной Карелии).

Видимо, именно с малочисленностью населения связано упразднение Калевальского района как административной единицы в 1963 году, когда Ухта и близлежащие земли были переданы в ведение Кемского промышленного района. Тогда же, в 1963 году, село Ухта  становится поселком городского типа Калевала, а в 1966 - центром вновь созданного Калевальского района.

Современность

Калевала сегодня - это поселок, который выживает, видимо, только благодаря сезонному туризму и наличию (пока еще) на его территории погранотряда. Существовавшие на его территории ОАО «Ухтуа» и Калевальский промкомбинат (лесозаготовки), дававшие работу жителям поселка, ныне благополучно ликвидированы.

Часть калевальцев пока еще трудится на обслуживании пограничников, но еще в 2005 году было принято решение о постепенном переводе подразделения в Костомукшу, и, видимо, совсем скоро местные жители останутся и без этого источника доходов.

Транспорт

С дорогами здесь тяжело. Видимо, это уже своеобразная, что называется, «освященная веками» традиция. Фольклорист Аксель Борениус, посещавший эти места в 1870-х годах, упоминал, что хотя Ухта и считалась в то время относительно крупным торговым местом, проезжих дорог там не было ни в каком направлении, а во время распутицы село было просто отрезано от остального мира.

На сегодняшний же день основной автомобильной дорогой является шоссе А135 соединяющее трассу М-18 («Кола») и пос. Калевала (130 км), проложенное в 1928 году. Состояние местами вполне соответствует сроку «изготовления». Там же встречаются пожалуй лучшие в республике «карельские ежики» - пни спиленных при строительстве дороги деревьев «прорастающие» сквозь асфальт.

Остальные дороги – грейдеры. По ним можно добраться от Калевалы до Финляндии (на запад, через Войницу), или как вариант (через ту же Войницу на юг) до Костомукши. Прямо из поселка выходит дорога на север в Лоухский район до Тунгозера.

Качество грейдеров целиком зависит от того как давно их «гладили». Если повезет – проедете как по асфальту, если нет – разобьете машину на «гребенке» -ритмично повторяющихся бугорках-впадинах.

Достопримечательности Калевалы

Визитной карточкой Калевалы считается сосна Лённрота. Якобы, именно сидя под ней, он записывал, со слов местных мужиков, знаменитый эпос.

Мемориальный музей Калевальских рунопевцев (ул. Вяйнямейнена, д. 1а). Расположен в доме сказительницы Марии Ремшу. В экспозиции музея - предметы старины, домашняя утварь, личные вещи рунопевцев. По заказам туристов организуются экскурсии по поселку, концерты фольклорных коллективов.

Музей-типография, в котором сохранились станки с ручным набором печати. Проводятся экскурсии, демонстрирующие полиграфический процесс в действии.

Дом Моберга - усадьба стиля модерн начала XX века. Сейчас в нём продолжаются (который уж год!) реставрационные работы. Интересно, что деньги на реставрацию были выделены даже Евросоюзом (более 40 тысяч евро) - как участнику международного проекта «PoCoBus Karelia ENPI».

Праздники Калевалы

28 февраля - день Калевалы.

Праздник культуры ухтинских карел «Народные забавы». Проводится ежегодно, во вторую субботу июня. Он же – День ухтинского карела.

Этномузыкальный фестиваль «Соммело». Его проведение обычно приходится на начало июля. Особенность фестиваля в том, что он проводится как бы в два этапа: не только в Карелии, но и в Финляндии.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Найти объявления
в газете "Вездеход"

 

lozung

Телефонные коды Карелии
Петрозаводск и Прионежский район 8142
Беломорск 81437
Калевала 81454
Кемь 81458
Кондопога 81451
Костомукша 81459
Лахденпохья 81458
Лоухи 81439
Медвежьегорск 81434
Муезерский 81455
Олонец 81436
Питкяранта 81433
Пряжа 81456
Пудож 81452
Сегежа 81431
Сортавала 81430
Суоярви 81457