Чупа
logo

... или по телефону28-09-09
АвтомобилиКвартирыУчасткиРаботаУслугиЗнакомства

Чупа

Чупа - поселок городского типа в Лоухском районе. Расположен на берегу Чупинской губы Кандалакшского залива Белого моря.

Численность населения около 3000 человек (по данным 2010 года).

История поселка Чупа

У топонимистов две версии происхождения названия поселка:  некоторые предполагают, что название произошло от карельского čyppа, то есть «угол». По мнению других,  происхождение скорее саамское: čuöppöš - «конец залива».

 

Впервые поселение с таким именем упоминается в Писцовой книге 1563 года: «…в Чупской губе над ручьем волостка Чупа, а в ней погост, на погосте часовня, а у нее дьячек». В 1574 году запись о Чупе встречается в одной из купчих Соловецкого монастыря. В ней некий Иван Маковеев, сын Чукчи, продал земли Логину, сыну Цветнову: «В Керетской же волости погостишко Чупа и Чупской губы над ручьем, а на погостье дворы тяглые. <…> Всего в Чупе 7 дворов, а людей - 10 человек». Территория тогдашней «волостки» относилась к Керети, считаясь её выселками: «Керетцкой волости отхожие дворы».

 

В 1589 году Чупа была разорена, как и вся волость: «7098, Сентября в 7 день, грех наших ради, приходили немецкие люди рекою Ковдою к морю на поморские места в волость Ковду <…> в волость Кереть и в иные мелкие волости заморские. И те волости повоевали, церкви и дворы пожгли и людей побили, и, воевав, пошли Кемью рекою вверх. А приходило тех немецких людей 700 человек».

В 1590 году, когда в Беломорье вторглось регулярное шведское войско, Керетская волость вновь подверглась разорению, и, судя по всему, на Чупинских выселках просто перестали селиться.

 

Тот поселок Чупа, который мы знаем сегодня, возник в период между 1916 и 1918 годами, в связи со строительством Мурманской железной дороги, когда России срочно понадобился выход к незамерзающему Кольскому заливу.

 

Одновременно с прокладкой пути обустраивались порты в узловых пунктах – в Сороке, Кеми, Кандалакше, Чупе и на Мурмане.

Один из строителей Мурманки, П. З. Власов позднее вспоминал: «…Приехали мы в Чупу в 1918 году. В это время строилась железная дорога, обслуживание железной дороги началось в 1916 году, было построено несколько железнодорожных домов. Когда приехали, на месте поселка Чупа был непроходимый лес. Работали на железной дороге. Начальником строительства был Карганов Иван Игнатьевич. На квартире у нас жил мастер финн Римпель. Под его руководством была построена площадка для камней на пристани. На строительстве железной дороги работали китайцы и военнопленные из Германии…». Собственно, создавалось сразу два поселка: Чупа-станция и Чупа-пристань, примерно в четырех километрах один от другого.

 

В 1922 году заработали Чупинские горные разработки месторождений кварца, полевого шпата и слюды (будущий Чупинский ГОК «Карелслюда»), к 1923 году был организован леспромхоз. Местные жители работали в основном на сплаве леса, на погрузке камня для строительства. Железная дорога и связанные с нею предприятия требовали много рабочих рук, поэтому население Чупы пополнялось переселенцами, среди которых были даже завербованные китайцы и финны, поверившие в возможность создания в Карелии «Красной Финляндии».

 

В конце 1920-х годов в поселке Чупа-пристань был образован лагерный пункт, находившийся в подчинении УСЛОНа (Управления Соловецкими лагерями особого назначения). Второй расположился у ручья Средний, в конце Чупинской бухты. Позднее оба лагпункта переподчинили Белбалтлагу.

 

В 1941 году западнее Чупы (на Кестеньгском направлении) было остановлено наступление дивизии СС «Эдельвейс», чьей первоочередной задачей было перерезать Кировскую железную дорогу (бывшую «Мурманку»). Чупа оказалась в прифронтовой полосе. «Неблагонадежные» заключенные из поселковых лагпунктов были вывезены в центральную часть России, население частично эвакуировано в Архангельскую и Вологодскую области.  На два года Чупа становится районным центром, а в 1943 году ей присваивается статус поселка городского типа.

 

На какое-то время работа в шахтах ГОКа была прекращена, но в конце декабря 1941 года вышло постановление о возобновлении горных работ Чупинского рудоуправления, и рудники уже не закрывались. К 1949 году объем добычи забойного сырца превысил довоенный уровень. Тогда же, поэтапно (с 1949 по 1953),  местное рудоуправление было передано в ведение МВД. В Чупе вновь организуется лагпункт, благодаря чему, кстати, центральная часть поселка надолго получает весьма говорящее название - «Зона». В это же время одним из градообразующих предприятий Чупы становится образованный в 1923 году леспромхоз.

В 1967 году была введена в эксплуатацию Чупинская помольно-эксплуатационная (помольно-обогатительная) фабрика, которая давала 50 тысяч тонн обогащённого пегматита (полуфабрикат для фарфорово-фаянсовой промышленности) в год.

Вплоть до «перестроечных» времен поселок успешно развивался. На местном рыбозаводе, выросшем из организованного в конце 20-х годов рыбколхоза, коптили и солили горбушу, пикшу, беломорку для всего Союза. К 1985 году население Чупы насчитывало уже около 11 тысяч жителей, в поселке было четыре (!) Дома культуры, четыре детских сада, четыре библиотеки.

 

ПГТ Чупа: современность

К 1994 году ситуация изменилась. Стране уже стали не нужны ни местная слюда (дешевле оказалось везти из Индии), ни кварц. На Чупинском ГОКе сложилась тяжелая ситуация, шахты требовалось или поддерживать в нормальном состоянии, или консервировать. В результате слюдяные шахты оказались затоплены, а предприятие в 1996 году признано банкротом. К началу 1997 года из более чем 2000 рабочих мест на ГОКе осталось только 850, а к 1999-му число сотрудников комбината сократилось до 140 (занятых в основном на помольно-обогатительной фабрике). Леспромхоз и рыбозавод тоже практически приказали долго жить. На сайте Лоухского района упоминание об этих предприятиях есть (хотя последнее обновление страницы с информацией проходило в 2006 году!), однако ситуация уже на тот момент складывалась достаточно печальная: давая поселку всего-навсего около 300 рабочих мест, рыбозавод полностью работал на привозном сырье (это на берегу Белого моря!). Леспромхоз примерно в то же время проиграл очередной конкурс на продление аренды лесных участков и пошел с молотка. К концу 2006 ситуация в Чупе сложилась очень непростая. На одном из прямых эфиров тогдашний  губернатор Сергей Катанандов заявил, что «перспектив у поселка нет и жителям оттуда лучше уезжать». В ответ чупинцы выступили с инициативой: в соответствии ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления» провести референдум о выходе поселка из состава Карелии и присоединении к Мурманской области, где «накоплен положительный опыт развития приполярных зон». Никто, конечно, из республики не ушел, однако ситуация с тех пор к лучшему не изменилась. Частично рабочими местами местных жителей обеспечивает помольно-обогатительная фабрика, частично - железнодорожная станция.

 

 

Как добраться до п. Чупа: дороги и транспорт

Железнодорожная станция «Чупа» относится к Мурманской ветке Октябрьской железной дороги. Основные направления - Москва, Мурманск, Санкт-Петербург.

Поселок расположен севернее райцентра (ПГТ Лоухи) в 15 км от трассы М-18 «Кола»

Осуществляются ежедневные автобусные рейсы до Петрозаводска.

 

Достопримечательности п. Чупа

- Мемориально-краеведческий музей сказочника М.Коргуева. 

- Своеобразной достопримечательностью поселка может считаться наличие собственного яхт-клуба, что довольно необычно для поселка с практически «убитой» экономической составляющей.

 

 

Праздники поселка Чупа

- ежегодный этно-рок фестиваль «Белый шум» или, как его еще называют, - северный фестиваль живой и электронной музыки  на Белом море. Обычно организуется в середине-конце июня, проводится на полуострове Медвежка, рядом с поселком.

- регата «Кубок Кандалашского залива». Организуется Чупинским яхт-клубом. Проводится в честь экспедиции русского этнографа С. В. Максимова (1831-1901 г.г.) и издания его книги «Год на Севере», посвященной Беломорью.  Маршрут регаты проложен так, чтобы частью пройти по пути, который ученый преодолел на почтовом карбасе из Кеми до Кандалакши в 1857 году. Для дополнительного привлечения туристов дни проведения регаты по возможности совмещаются с музыкальным фестивалем.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Найти объявления
в газете "Вездеход"

 

lozung

Телефонные коды Карелии
Петрозаводск и Прионежский район 8142
Беломорск 81437
Калевала 81454
Кемь 81458
Кондопога 81451
Костомукша 81459
Лахденпохья 81458
Лоухи 81439
Медвежьегорск 81434
Муезерский 81455
Олонец 81436
Питкяранта 81433
Пряжа 81456
Пудож 81452
Сегежа 81431
Сортавала 81430
Суоярви 81457