Петрозаводск
logo

... или по телефону28-09-09
АвтомобилиКвартирыУчасткиРаботаУслугиЗнакомства

Петрозаводск

s39 20 bigПетрозаводск (фин., карел., вепс. – Petroskoi) – столица Республики Карелия, её административный, промышленный, культурный и научный центр. Петрозаводск также является административным центром Прионежского района.

Город расположен на берегу Онежского озера и протянулся вдоль Петрозаводской губы более чем на 20 км.

Транспорт

Октябрьская железная дорога соединяет Петрозаводск с городами Карелии и России. От Петрозаводска до Москвы по железной дороге – 924 км, до Санкт-Петербурга – 412 км. В обе столицы ходят прямые поезда. Через станцию «Петрозаводск-Пассажирский» идет большинство составов из Мурманска.

По территории Карелии через Петрозаводск проходит автомобильная трасса федерального значения Санкт-Петербург – Мурманск (М-18 «Кола»). С Финляндией и странами Скандинавии Петрозаводск соединяет международная автомобильная трасса «Голубая дорога <туризма>» (через Сортавалу и КПП «Вяртсиля»). Регулярные междугородные и пригородные автобусные маршруты проложены из Петрозаводска до Санкт-Петербурга, Вологды, городов Финляндии и населённых пунктов Карелии.

Из петрозаводского аэропорта (иногда) совершаются рейсы в Москву, Санкт-Петербург и города Карелии. Авиасообщение крайне нерегулярно.

Из Петрозаводского порта в период навигации регулярно ходят «Кометы» на остров Кижи, в Великую Губу и Шалу. По системе рек и каналов из порта можно попасть в Белое, Баренцево, Балтийское, Чёрное и Каспийское моря.

 

Население

Численность населения города составляет 268 946 человек (по данным на 2013 год). Петрозаводск занимает 70 место в России по численности населения. Здесь живут представители более 50 национальностей. Преобладает русское население. Кроме того, в Петрозаводске проживает около 20% карелов республики, более 50% всех вепсов Карелии и четверть всех вепсов России.

 

Промышленность

Основные отрасли промышленности Петрозаводска: машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающая промышленность, камнеобрабатывающая, строительная, пищевая, лёгкая и полиграфическая. Крупнейшее действующее промышленное предприятие города – завод «Петрозаводскмаш» (выпускает оборудование для атомной, нефтехимической и целлюлозно-бумажной промышленности). Предприятие входит в машиностроительный дивизион Госкорпорации «Росатом».

Онежский тракторный завод, старейшее предприятие Петрозаводска, сейчас работает на своей второй площадке на южной промзоне  города (ЮПЗ). Завод небольшими сериями производит трелёвочные машины.

Также действуют Петрозаводский станкостроительный завод, ликёроводочный завод «Петровский», молочный комбинат «Славмо», хлебозавод «Сампо», хлебокомбинат, мясокомбинат и др.

В городе работают две судоверфи – «Варяг» и «Полярный Одиссей», строящие деревянные суда.

Многие крупные предприятия Петрозаводска, работавшие в советское время, прекратили свое существование (слюдяная фабрика, судостроительный завод «Авангард», Онежский судостроительный завод и др.).

 

Наука, образование и культура

В Петрозаводске действуют два вуза – Петрозаводский Государственный университет и Петрозаводская Государственная консерватория им. Глазунова. Также есть филиалы московских и санкт-петербургских вузов, техникумы и училища. По статистике, каждый четвёртый житель Петрозаводска учится.

В Петрозаводске находится Карельский научный центр Российской Академии наук, в состав которого входят 7 институтов: Институт биологии, Институт водных проблем севера, Институт геологии, Институт леса, Институт прикладных математических исследований, Институт экономики, Институт языка, литературы и истории.

В городе работают пять «государственных» театров – Музыкальный театр, Русский театр драмы, Национальный театр, Театр кукол, театр «Творческие мастерские»,  независимый театр «Ad Liberum» и Карельская государственная филармония.

Действуют: Национальный музей Республики Карелия, Музей Изобразительных искусств, Музей геологии докембрия, музей «Полярный Одиссей», Дом Куклы Татьяны Калининой, галереи и выставочные залы различной принадлежности.

 

История

Петрозаводск ведёт свою историю с 1703 года, когда Пётр I основал здесь пушечный и чугунолитейный завод. Завод снабжал армию оружием во время Северной войны (1700-1721 гг.), а вокруг предприятия выросло поселение – Петровская слобода. В годы расцвета в   слободе насчитывалось до 3 тысяч жителей. В 1734 году, после окончания Северной войны, Петровский завод прекратил своё существование, и жизнь в Петровской слободе замерла до конца XVIII века.

В 1773 году, во время очередной русско-турецкой войны, Екатерина II основала на том же месте Александровский завод, ставший одним из самых передовых российских предприятий. Завод производил пушки, ядра, различное оружие, якоря и др. На Александровском заводе появилась первая в России железная дорога («чугунный колесопровод»), здесь впервые в стране стали выпускать паровые машины Уатта. Также Александровский завод славился своим чугунным литьём. Чугунные ограды и решётки, отлитые в Петрозаводске, украсили многие парки, скверы и набережные санкт-Петербурга.

 В 1777 году указом Екатерины II Петрозаводску был присвоен статус города. В 1784 году была учреждена Олонецкая губерния, и Петрозаводск стал губернским центром. Первым карельским губернатором, назначенным сюда Екатериной II, был знаменитый русский поэт Гаврила Романович Державин.

В 1920 г. Петрозаводск становится главным городом Карельской трудовой коммуны, которая в 1923 г. была преобразована в Карельскую Автономную Советскую Социалистическую республику – КАССР (с 1940 по 1956 гг. – Карело-Финская ССР). Петрозаводск получил статус столицы.

В годы Великой Отечественной войны Петрозаводск был оккупирован финскими войсками. Оккупация города длилась 1000 дней (с сентября 1941 г. по июнь 1944 г.) Город был поделён на округа и переименован Яанислинна (Äänislinna), что означает «Онежская крепость». Названия многих улиц также были изменены. В Петрозаводске было создано 5 «переселенческих лагерей» (по сути – концлагерей), в которых содержалось все «некоренное» (славянское) население, не покинувшее оккупированную территорию. По отношению к финно-угорскому населению (карелы, вепсы, финны) отношение было более мягким. Были открыты школы и курсы финского языка для взрослых. Также финны открыли православные храмы, закрытые советской властью незадолго до войны. Среди местного населения велась активная пропаганда. Финны убеждали, что они пришли с освободительной миссией, чтобы сделать жителей Карелии равноправными гражданами Великой Финляндии до Урала (идея карело-вепсско-финского братства).

В июне 1944 года, в ходе наступления советских войск, финская армия сдала город практически без боя. Тем не менее, во время войны город сильно пострадал. Многие исторические здания были разрушены. После войны Петрозаводск отстраивали практически заново.

С 1940 по 1956 гг. Петрозаводск был столицей 16-й союзной республики – Карело-Финской ССР. Скульптурный образ республики (девушка в национальной одежде) даже украсил известный фонтан «Дружба народов» на ВДНХ.

Этот интереснейший исторический период отразился на всей жизни города и на его облике. Послевоенная застройка Петрозаводска была призвана подчеркнуть его столичный статус. Было уделено особое внимание развитию науки и образования. В1940 году на базе старейшего вуза республики – Карельского государственного педагогического института, был создан Карело-Финский университет (с 1956 г. – Петрозаводский университет). С 1946 года Карельский научно-исследовательский институт культуры (КНИИК), образованный в 1937 г., становится подразделением Академии Наук СССР (сегодня – Карельский научный центр РАН).

Культурная жизнь Петрозаводска также была на высоте. В 1955 г. на площади Кирова построили Музыкальный театр. Его величина и богатое украшение соответствовали столичному имиджу города. Позже в том же здании разместился Русский драматический театр. В 1965 г. рядом на площади возвели новое здание для Финского театра (ныне – Национальный театр РК) и Театра кукол. В 1960 г. был основан Музей изобразительных искусств Республики Карелия, разместившийся в здании бывшей мужской гимназии на площади Кирова. В 1984 г. было построено новое здание Карельской государственной филармонии, основанной в 1939 г.

Развивалась промышленность Петрозаводска, строились новые заводы и фабрики. В 1944 г. был основан Онежский судостроительный завод, в 1960 г. – Петрозаводский завод бумагоделательных машин (сегодня это крупнейшее предприятие города – ОАО «Петрозаводскмаш»), в 1964 г. – Петрозаводский станкостроительный завод «Металлист» и Петрозаводский опытно-механический завод. Судостроительный завод «Авангард», основанный в 1939 г., с 1945 г. стал заниматься ремонтом и сборкой минных тральщиков и получил статус стратегического предприятия. В 1950 г. была образована судоверфь «Варяг», на которой строили рыболовные суда. В городе действовали несколько предприятий лесной и деревообрабатывающей промышленности, кирпичный завод.

Появлялись новые предприятия пищевой и лёгкой промышленности: хлебозавод «Сампо», молококомбинат «Сампо», завод безалкогольных вин, Петрозаводская птицефабрика, обувная фабрика «Рантенпо», трикотажная фабрика, фабрика валяной обуви и др.

Начиная с 1990-х годов происходило постепенное разрушение промышленности Петрозаводска. Многие предприятия обанкротились, в том числе Онежский судостроительный завод и завод «Авангард». Онежский тракторный завод также пережил процедуру банкротства и был вынужден продать свою главную, историческую площадку в центре города. Завод продолжает работать на второй площадке на южной окраине Петрозаводска. За последние годы в городе появилось только одно новое предприятие – завод «Ягоды Карелии», запущенный в 2011 году

Население Петрозаводска за послевоенные годы увеличилось в три раза – с 90 тысяч до 270 тысяч. В основном это происходило за счёт притока населения из районов Карелии. В городе строились детские сады, школы, открывались новые лечебные учреждения. Застраивались районы города. Ключевая, Голиковка, район Октябрьского проспекта в 1950-70-е годы были застроены деревянными, кирпичными и блочными «хрущёвками». В 1980-х годах возводились новые районы города – Кукковка и Древлянка, началась застройка Сулажгоры.

Кризисные явления 90-х и нулевых годов сильно замедлили развитие города, но сейчас вполне можно говорить о расцвете стройиндустрии. Строят много и быстро. Полностью застроен огромный пустырь на «Правде», после долгого перерыва, наконец, продолжилось «освоение» Перевалки и Сулажгоры. Это не может не внушать жителям города определенного оптимизма.

Вместе с тем, явная недостаточность бюджета не позволяет содержать город на должном, столичном уровне и многие гости города отмечают его запущенность и неудовлетворительное качество дорог.

Дальнейшая судьба Петрозаводска зависит от того, сможет ли он найти свое место в экономике страны. Как показали три века развития, только высокотехнологичные, «хайтековские» предприятия с высоким уровнем передела позволяют этому северному городу оставаться на плаву. Тем более, что в столице Карелии есть все условия для подготовки квалифицированных кадров. А будет дело – будет жить и Петрозаводск.

 

Достопримечательности

Архитектурный ансамбль XVIII века на Круглой площади (пл. Ленина)

Памятник Петру I (XIX в.)

Онежская набережная

Национальный музей Республики Карелия

Музей изобразительных искусств

Дом Куклы Татьяны Калининой

Музей «Полярный Одиссей»

Музей геологии докембрия

 

Праздники

День города – 28 июня

 

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Найти объявления
в газете "Вездеход"

 

lozung

Телефонные коды Карелии
Петрозаводск и Прионежский район 8142
Беломорск 81437
Калевала 81454
Кемь 81458
Кондопога 81451
Костомукша 81459
Лахденпохья 81458
Лоухи 81439
Медвежьегорск 81434
Муезерский 81455
Олонец 81436
Питкяранта 81433
Пряжа 81456
Пудож 81452
Сегежа 81431
Сортавала 81430
Суоярви 81457