Карельские свадебные обряды
logo

... или по телефону28-09-09
АвтомобилиКвартирыУчасткиРаботаУслугиЗнакомства

Карельские свадебные обряды

К свадьбе карельская девушка начинала готовиться с самого детства – училась прясть, ткать, шить, варить, делала себе приданое. С 14-15 лет девушки ходили на бесёды – молодёжные вечеринки. Также молодёжь из разных деревень собиралась на различных праздниках, где проводились гуляния и игрища.

В Карелии был широко распространён обычай гостьбы девушек у родственников в праздничные дни. В гости отправлялись за неделю, а то и за две до праздника. В зимнее время девушка могла пробыть у родственников до шести недель. Здесь она ходила на бесёды, принимала участие в игрищах и увеселениях. Девицу, которая пользовалась успехом на играх и танцах, считали «lemmikäs» – «славутной» (красивой, обаятельной). Если же парни не обращали на неё внимания, говорили, что у неё упало «лемби». В понятие «лемби» вкладывали представление о внешней и внутренней красоте, шарме, привлекательности, «славутности», девичьей чести. Утрата «лемби» грозила большим несчастьем – девушка теряла возможность выйти замуж. Поэтому забота о «лемби» была очень важна.

Широко применялся обряд укрепления «лемби», который проводился в бане. Здесь всё имело большое значение –  дрова брались особые, вода – обязательно грозовая. Для веника срезали 27 ветвей с 27 берёз. Также считалось, что «славутность» повышает рябиновый веник. Накануне Иванова дня мыло для бани предварительно клали в муравейник. Девушку парили веником, приговаривая: «Как муравьи в муравейнике играют, так же парни вокруг тебя гуляют». После завершения обряда веник забрасывали на крышу бани. Считалось, что у девушки, прошедшей обряд укрепления «лемби», сразу возрастают шансы выйти замуж.

Карельские девушки были свободны в выборе жениха – насильно никого замуж не выдавали. Другое дело, что родственники могли и не одобрить её выбор.

В Южной Карелии существовал обычай питкяжа («длинная игра»). Парень с девушкой после праздничного гулянья могли постучать в любой дом в деревне, и их должны были впустить. Хозяева стелили для них постель, но они ею не пользовались, хотя и проводили в этом доме всю ночь. Утром они уходили, а весть о ночном визите облетала село. После этого парень и девушка считались помолвленными.

В Карелии были две формы заключения брака – уводом и по сватовству. Брак уводом получил название «на кончике платка». Если родители и родственники не соглашались на свадьбу, парень прилюдно на празднике протягивал девушке шейный или носовой платок и говорил: «Если ровней себе сочтешь, берись!» Девушка бралась за платок, и это означало, что они поженились без свадьбы, без приданого.

Вторая форма заключения брака – по сватовству, считалась «законной», общепризнанной. В этом случае соблюдались многочисленные обряды, целью которых было обеспечить достаток и благополучие молодой семьи, взаимную любовь и чадородие.

Когда парень объявлял своей избраннице о намерении жениться на ней, девушка обычно принимала предложение и приглашала свататься, даже если не собиралась выходить за него. Считалось, что каждое сватовство повышает «лемби» девушки. Парни знали этот коварный приём, поэтому требовали от возлюбленной какой-нибудь залог (например, платок).

Получив благословление родителей и одобрение совета родственников, жених в сопровождении сватов отправлялся свататься (иногда сваты шли без него). Главным сватом назначался человек, умеющий колдовать («тие- дойниекку» в южной части Карелии, «патьвашка» — в северной). С помощью магии старались защитить жениха от «порчи и сглаза». Вторая по важности роль во время сватовства отводилась свахе – женщине, бойкой на язык и знавшей все обряды свадебного ритуала.

Сватов угощали чаем с пирогами-пряжениками (недаром эти пироги получили название «для зятя»). Подавать их во время сватовства считалось обязательным: «Пироги жарили, хотя бы корову пришлось продать». Угощение готовилось в присутствии сватов. Невеста сама замешивала тесто, раскатывала сканцы. Гости же старались ей помешать – подталкивали скалку, бросали в тесто щепки. Девушка должна была реагировать приветливо, отшучиваться. Таким образом проверяли её навыки стряпухи и характер. Другим испытанием было угощение сватов чаем. Невеста сама наливала и подавала чай, стараясь не расплескать, чтобы продемонстрировать свою сноровку.

После представления жениха и сопряжённых с этим обрядовых действий, кандидатуру жениха обсуждала «дума» – совет родственников невесты. Во время проведения «думы» девушку спрашивали, пойдёт ли она замуж. Если девушка была против брака с данным женихом, то говорила отцу: «Кормил до сих пор, корми и впредь». Потом она выходила к сватам, произносила: «Спасибо, добрые люди, что честь оказали», задувала свечу и быстро уходила, чтобы не «сглазили». Считалось, что сваты могут испортить её «лемби». Чтобы обезопасить себя, девушка поднималась на чердак и вставала над сенями так, чтобы они прошли под нею, приговаривая:  «Одни сваты – прочь, другие – на место».

Если же девушка выражала согласие, начинались приготовления к свадьбе. Шилось приданое, подарки родне жениха, девушка обходила родственников и знакомых, приглашая на свадьбу. Жениху и невесте в это время полагалось вместе показываться на людях, танцевать, кататься на лошадях, сидеть парой на бесёдах.

Перед свадьбой невеста в обязательном порядке проходила обряд девичьей бани. Для девичьей бани брали «лёгкие дрова», обычно липовые. Считалось, что березовые дрова  символизируют «жестокосердие и беспокойство», сучковатые еловые – «кручину приносящие», сосновые  – «печальные», ивовые – «тоску наводящие», осиновые – будет «заморозками прихваченная» жизнь. Дрова нельзя было рубить, их следовало «ломать руками да с весёлыми песенками». Банный веник ломали на  высоких горочках, брали только средние ветки, а если нижние попадут – тоска будет замужем. Веник украшали лентами и цветами. Его называли «веник лемби».

Перед баней невесте расплетали косу, и все девушки старались дотронуться до её волос, чтобы к ним перешло её «лемби».

После мытья невеста вставала под дымовым отверстием на сковороду (либо в таз), и ее обливали водой или молоком, которые потом добавляли в тесто для пирогов, предназначенных для жениха и его родни. Люди верили, что девственность невест обладает огромной живительной силой.

Невеста в бане расставалась «с белой волюшкой», что символизировала лента, оставляемая на банном окошке.

После бани девушки шли к невесте домой, где проводился девичник. Здесь же проходила большая часть свадебных обрядов, не случайно дом невесты так и назывался - «свадебный дом». Стол накрывали сначала в доме у невесты, потом – у жениха.

Весь свадебный ритуал был расписан заранее и насыщен обрядовыми действиями, каждая мелочь имела огромное значение. Одной из отличительных особенностей карельской свадьбы был обычай «подмены невесты». Жениху сначала предлагают других девушек, и только потом выводят невесту.

На свадьбу в качестве главного распорядителя приглашался колдун-«патьвашка», который совершал различные магические обряды, призванные защитить молодых от «порчи». Его обязательным атрибутом был ольховый посох. Молодые и все гости на свадьбе обязательно имели при себе различные обереги (иголки с обломанными ушками, щучьи и медвежьи зубы, ладанки и т. п.).

В русском районе Карелии – Заонежье, важную роль на свадьбе играла плакальщица («вопленица»). Она исполняла от имени невесты песни-плачи. От таланта плакальщицы во многом зависел успех свадьбы. Необходимо было растрогать слушателей до слёз. Если жених пытался воспрепятствовать этому, ему говорили: «Смотри, чтобы ей не надо было плакать, когда за тобой будет, а сейчас пусть поплачет, не убудет».

В конце свадебного ритуала проводили обряд «окручивания» невесты – распущенные волосы заплетались в две косы, и невеста превращалась в «молодуху».

Брачное ложе для новобрачных устраивали в не отапливаемом помещении – клети, где они ночевали не менее трёх дней, независимо от времени года.

Второй день после свадьбы отмечали скромным обедом с обязательным овсяным киселём «на десерт». В этот день невеста одаривала родственников мужа, а подарки свекрови она должна была преподносить в течение ещё нескольких дней после свадьбы.

 

Найти объявления
в газете "Вездеход"

 

lozung

Телефонные коды Карелии
Петрозаводск и Прионежский район 8142
Беломорск 81437
Калевала 81454
Кемь 81458
Кондопога 81451
Костомукша 81459
Лахденпохья 81458
Лоухи 81439
Медвежьегорск 81434
Муезерский 81455
Олонец 81436
Питкяранта 81433
Пряжа 81456
Пудож 81452
Сегежа 81431
Сортавала 81430
Суоярви 81457