Традиционные праздники карелов - часть 3
logo

... или по телефону28-09-09
АвтомобилиКвартирыУчасткиРаботаУслугиЗнакомства

Традиционные праздники карелов - часть 3

Ильин день

К Ильину дню завершалась сенокосная пора. Уже накануне праздника запрещалось косить сено, чтобы, как гласило поверье, сохранить скотину. В Ильин день пекли ржаной хлеб из свежей муки и раздавали бедным. Этот хлеб называли “Puhä Il’l’a” - “святой Илья”. На Ильин день было принято ездить к родственникам в дальние деревни. В некоторых островных деревнях собиралось большое количество гостей из разных мест.

Образ святого Ильи, вознесённого на небо на огненной колеснице, в народном сознании смешивался с образом бога-громовержца («Святой Илья ходит с громом»). Поэтому языческие традиции празднования Ильина дня были очень устойчивы. Карелы совершали ритуальные жертвоприношения животных (молодых быков, тёлок, баранов, овец), мясо которых затем съедалось на совместной трапезе. На острове Мантинсаари в Южной Карелии в Ильин день даже проводился специальный «Праздник быка». К этому дню сторож при часовне откармливал быка, который после церковной службы приносился в жертву. Православная церковь обычно не препятствовала подобным ритуалам, поскольку они были связаны с христианским праздником. Однако «Праздник быка» на о. Мантинсаари был всё же отменён в 1892 году.

 

«Баранье воскресенье» в д. Суйсарь

В старинной деревне на о. Суйсарь также существовал подобный праздник, который отмечали в первое воскресенье после Ильина дня. Его целью было совершить жертвоприношение Илье Пророку. Отличительной чертой праздника в Суйсари было то, что жертвенным животным был белый баран. Люди добровольно брали на себя обет привести барана на праздник. Мясо жертвенных животных ели только мужчины и мальчики. В этот день проводились народные гулянья, молодёжь пела и плясала под гармошку. На улице устраивался небольшой торжок. Старики играли в «рюхи» и «бабки». Веселье продолжалось до утра.

 

Успение (15.07/28.09)

С православным праздником Успения Пресвятой Богородицы в Карелии были связаны чисто языческие традиции. В древних священных рощах возле елей и сосен устраивались игрища. На ветвях деревьев развешивались мужские рубахи, порванные во время игр и потасовок, а в корнях раскладывались приносимые в жертву дары. Если в деревне была часовня, она, как правило, находилась здесь же. В этом прослеживалась тесная связь язычества и христианства в Карелии.

 

 

Фролов день (18.08/31.08)   

Фролов день считался «конным праздником». Коней со всей округи приводили  в ту деревню, где стояла церковь или часовня, посвящённая св. Фролу. Здесь каждую лошадь священник окроплял святой водой, приговаривая: «Будь здорова!». После богослужения гостей ждало обильное угощение.

 

Покров (1.10/14.10)

На праздник Покрова Пресвятой Богородицы проводились обряды, связанные с окончанием пастушеского периода. Пастух производил «расчёт» с «хозяином леса», люди, в свою очередь, рассчитывались с пастухом. Проходил обряд постановки скота в стойло на долгую зиму.

В это время завершались уборочные работы на полях. Проходила первая зимняя «беседа» молодёжи. Она была праздничной, с песнями, танцами, поцелуями и объятиями.

 

Кегри

Древний дохристианский праздник, который отмечали в конце октября – первых числах ноября. О языческом «карельском божестве» Кегри, который «прибавлял рост скота», упоминал финский епископ Микаэль Агрикола в XVI в.

Праздник носил аграрный характер, был связан с завершением полевых работ. В то же время в нём нашли отражение и культ предков, и тотемические представления карел.

Начинался праздник Кегри с обряда поминовения усопших. В восточных районах Финляндии среди карельского и финского населения существовала традиция вечером накануне праздника топить баню для почивших родственников. Покойным предкам оставляли всё необходимое – воду, веники, а сами в это время накрывали праздничный стол. Некоторое время спустя в баню шли хозяева, а покойники, согласно поверью, заходили в дом и приступали к трапезе. После них ужинали живые, а мёртвые шли спать на приготовленные постели.

В день Кегри до обеда следовало соблюдать пост. На обед обязательно подавались поминальные блюда, такие, как овсяная или толокняная каша.

Продолжался праздник шествием ряженых. Молодёжь надевала вывернутые наизнанку шубы, на головы – корзины, ушата или подойники. Лица мазали сажей, приклеивали усы и бороды из кудели, надевали маски. Некоторые рядились под коней и коров. За спину надевали короб, чтобы «забирать непослушных детей». С ухватами, кочергами и дубинками в руках ватаги ряженых обходили дворы. «Напуганные» хозяева потчевали их пирогами, блинами и хлебом.

Праздник Кегри считался днём начала прядения льна и шерсти. Первому человеку, который входил в этот день в избу, полагалось вручить клубок ниток. Гости проверяли у девочек, сколько они подготовили мотков пряжи, давали наставления о необходимости прилежно трудиться.

День Кегри служил завершением земледельческого годового цикла. Карельская пословица гласила: «Репа в яме, баба на печку, пришел Кегри».

По мнению финских исследователей, этот день отмечался в период «раздела времени», который возникал по лунному календарю перед днем зимнего солнцестояния.

 

Найти объявления
в газете "Вездеход"

 

lozung

Телефонные коды Карелии
Петрозаводск и Прионежский район 8142
Беломорск 81437
Калевала 81454
Кемь 81458
Кондопога 81451
Костомукша 81459
Лахденпохья 81458
Лоухи 81439
Медвежьегорск 81434
Муезерский 81455
Олонец 81436
Питкяранта 81433
Пряжа 81456
Пудож 81452
Сегежа 81431
Сортавала 81430
Суоярви 81457