Обряды и обычаи карелов
logo

... или по телефону28-09-09
АвтомобилиКвартирыУчасткиРаботаУслугиЗнакомства

Обряды и обычаи карелов

В Карелии на протяжении веков мирно сосуществовали православная вера и языческие традиции, древние магические ритуалы и церковные обряды. Отголоски языческих верований до сих пор сохраняются в некоторых карельских деревнях. Ещё можно найти знахарей, знающих тайные заговоры, к которым приезжают люди из разных мест.

Сохранились священные рощи на местах древних захоронений. Рыбаки и охотники по-прежнему верят в старинные приметы, приносящие удачу на промысле.

 

Карсикко

В лесном карельском краю был особенно распространён культ деревьев. Идея Мирового древа лежала в основе мифологических представлений древних жителей Карелии об устройстве Вселенной. Карелы и финны верили, что дерево соединяет землю и небо, мир людей и мир духов.

Особым почитанием пользовались берёза и ель. Берёза была олицетворением женского начала, ель – мужского. Ель также считалась «деревом предков».

С культом деревьев у карелов связан обычай делать карсикко - особым образом обрубаемое или срубаемое хвойное дерево.

Карельское слово karsikko произошло от глагола karsia, означающего «обрубать (сучья), выкорчевывать, вырывать что-либо, отделять» и т. д.

Карсикко делалось по различным поводам, начиная от смерти родственника и заканчивая удачной рыбной ловлей. В местах погребения умерших и близ деревень часто образовывались целые рощи из карсикко. Карелы приходили сюда поклониться духам предков, приносили различные жертвенные подношения. До наших дней на старых кладбищах сохранились деревья с зарубками, обрубленными сучьями или вершинами.

У финляндских карел бытовал обычай делать карсикко впервые прибывшему в дом гостю. "Совсем незнакомый гость пришел, как раз бы надо зарубку сделать", - говорили хозяева дома в Северной Финляндии. Если гость был женатый, посередине ствола оставляли две ветви, если холостой – одну. Иногда ветка указывала в ту сторону, откуда прибыл гость.

В Восточной Финляндии было принято делать карсикко человеку, впервые выезжавшему в город, на ярмарку или праздник.

Одной из самых живучих оказалась традиция вырубать карсикко на тонях по берегам озёр и рек в память об удачной ловле рыбы. Этот обычай существовал ещё в начале XX века. По рассказам местных жителей, когда отправлялись на рыбалку, принимали обет: «Если я поймаю сегодня здесь много рыбы, то сделаю карсикко на месте подъема невода».

Для карсикко выбирали обычно дерево с хорошо развитой кроной, растущее на приметном месте. Потом по таким деревьям узнавали место, где следует забрасывать невод. Но, помимо утилитарной роли указателя, карсикко приписывалась и магическая сила.       

Карсикко, вырубаемое на тони, посвящали св. Петру, который считался покровителем рыбаков, наряду с Богородицей, Спасом и св. Егорием (иногда св. Ильей). Карсикко становилось как бы иконой. Упоминая имя святого, обращались к дереву. Впоследствии об удачном улове на этой тони просили непосредственно дерево.

Обрубали деревья по-разному. Могли оставить несколько веток внизу или посередине ствола, или полностью очистить ствол от ветвей, не тронув верхушку. Если не находилось подходящего для карсикко дерева, делали зарубку на одном из деревьев или на старом карсикко и ставили крест. Для этого от дерева отщепляли довольно толстый внешний край, который оставался соединенным одним концом с корнем, а в расщеп вставляли поперечину.

Карсикко несло в себе информацию о человеке, который его сделал. Если оба родителя вырубавшего были живы, оставляли по ветке на восточной и западной стороне дерева, если один родитель, то только одну ветку. О смерти обоих родителей говорила одна ветвь, оставленная с северной стороны. Таким образом, карсикко было связано с распространённым в Карелии культом предков.

Карелы верили, что между карсикко и вырубившим его человеком возникала магическая связь, сохранявшаяся и после его смерти. Об этом свидетельствуют записи, сделанные в деревне Ювялакша Калевальского района. Там на берегу озера находилось известное в округе карсикко, вырубленное в 1914 г. уходящим на войну новобранцем для своей матери. «Приходи к этому дереву, мать,- говорил он ей, - если я пропаду, то дерево это останется в память обо мне».

 

Рыбацкие обычаи

В Карелии, озёрном краю, рыболовством занималось практически всё население, от мала до велика. Рыба являлась основным продуктом питания в течение всего года. Конечно, у рыбаков сложилось множество традиций и примет, связанных с их промыслом.

Во время ловли рыбы прямо на берегу водоёма варили уху из свежего улова. На уху обязательно «приглашали» святого Петра – покровителя рыболовов.

Но с просьбой об удачном улове обращались не только к св. Петру, но и к другим святым, Спасу, Богородице и даже к водяному – хозяину вод. Водяного необходимо было задобрить. Для этого в воду бросали различные подношения, например, щепотку табака.

Впрочем, карелы не полагались исключительно на помощь высших сил, но и сами наблюдали за погодой и могли предсказать, когда рыбалка будет удачной. Если на Масленицу и Пасху дул северный ветер, больших уловов в этом году ждать не следовало. Рыболовные снасти изготавливали только в безветренную погоду и при растущей или полной луне. Имело значение и то, из какого дерева изготовлены удилища. Считалось, что можжевельник и ольха отпугивают рыбу, а рябина, черёмуха и берёза  - привлекают. Снасти изготавливали только мужчины: сами вязали сети и даже специальные варежки из шерсти для вытягивания невода.

Карелы уловом никогда не хвастались - напротив, на вопрос каков улов, отвечали уклончиво, чтобы не сглазить.

Древние тотемические верования карелов проявились в почитании щуки. Голову этой рыбы использовали в качестве оберега. Её высушивали с открытой челюстью и вешали над порогом. Считалось, что это отпугивает всё «нечистое».

 

Земледельческие обычаи

В аграрных работах карелы следовали лунному календарю. Сеять полагалось только при растущей луне, чтобы урожай прибывал, полоть – при убывающей и т. д.

Сеять в поле выходили до восхода солнца и на голодный желудок, чтобы «разжалобить матушку-землю». Отношение к земле, как к живому существу, проявилось и в том, что детям после посева запрещалось прыгать на доске, положенной через чурбан, и качаться на качелях, в связи с представлением о «беременности» земли.

Когда сеяли репу, на поле закапывали хворостину, которой погоняли лошадь, чтобы «заяц репу не грыз».

Во время жатвы из первых срезанных колосьев сплетали «вязево» - жгут для обвязывания снопов. Считалось, что оно обладает магической силой. Его затыкали за пояс, чтобы не болела спина, использовали для избавления дома от клопов и т. д.

На поле после жатвы оставляли несколько колосков и пригибали их к земле, чтобы «вернуть ей силу».

Из муки свежего урожая хозяйки пекли хлеб и при этом старались, чтобы корочка получилась гладкой – «тогда и дальше будет всё гладко».

 

Найти объявления
в газете "Вездеход"

 

lozung

Телефонные коды Карелии
Петрозаводск и Прионежский район 8142
Беломорск 81437
Калевала 81454
Кемь 81458
Кондопога 81451
Костомукша 81459
Лахденпохья 81458
Лоухи 81439
Медвежьегорск 81434
Муезерский 81455
Олонец 81436
Питкяранта 81433
Пряжа 81456
Пудож 81452
Сегежа 81431
Сортавала 81430
Суоярви 81457